В Израиле решили добывать электроэнергию из асфальта [ Редагувати ]
В Израиле научились добывать электроэнергию из асфальта. Замысел прост - под трассами устанавливают специальные генераторы. Они и будут накапливать энергию от движения проезжающих по дороге машин. В данной технологии попытался разобраться Сергей Ауслендер.
Трое ученых обсуждают серьезный вопрос - как провезти устройство, которое они придумали, через границу. Попробуй объясни таможеннику, что эта панель, на которой от малейшего прикосновения загораются лампочки - дорожный пьезогенератор, работающий от давления проезжающих автомобилей. Ни в каких таможенных списках такое изделие не значится. Оно и понятно - официально его еще не существует.
Сергей Ауслендер, корреспондент:
- Как это обычно бывает, революционное изобретение выглядит совершенно заурядно. Пластина, похожая на коробку конфет. Вот я кладу его, наступаю, и от моих шагов светятся лампочки. Теперь представьте себе, например, пешеходный переход, выложенный такими панелями. Люди просто идут и сами освещают себе дорогу.
Принцип действия устройства знаком любому, кто хоть раз пользовался пьезозажигалкой. Но там вырабатывается всего лишь искра, от которой воспламеняется газ. Здесь же ученым из политехнического института Хайфы пришлось решить целый ряд колоссальных проблем.
Хаим Абрамович, руководитель проекта:
- Например, нам пришлось подыскивать долговечные материалы, которые способны работать десятилетиями. Зажигалку можно выбросить и купить новую, но не будешь же постоянно вскрывать асфальт и без конца менять генераторы. Кроме того, нужно было предусмотреть, чтобы устройства выдерживали постоянное давление тяжелых машин.
Евгений, бывший москвич, теперь израильский ученый готовится к очередному эксперименту, все вроде в порядке, только схема искрит, надо найти место, где замыкает контакт. Опыт начинается: пресс давит на генератор и тот вырабатывает электричество. Просто, но только на первый взгляд.
Евгений Хараш, разработчик системы:
- Разработка такой системы это большая работа. Очень высокое напряжение, низкий ток, очень высокое внутреннее сопротивление, поэтому надо очень большую работу проделать, чтобы эту энергию накопить, например, на аккумулятор.
Ночная дорога на севере Израиля - площадка для эксперимента. В полотно укладывают устройства, примерно двадцать таких пластин, которые сверху заливают бетоном и покрывают асфальтом. Теперь целый километр дороги освещается за счет давления проезжающих по нему автомобилей. Раньше эта энергия впустую уходила в землю.
Ицхак Гонен, руководитель работ:
- Водители останавливаются и спрашивают, что это вы делаете? Мы отвечаем, теперь эта дорога превратится в электростанцию. Они смеются и не верят. Ну и пусть, главное, что от них ничего особенного не требуется, просто ездить.
Разработка ученых из Хайфы сулит революцию в энергосбережении. В Израиле практически все трассы освещены и потребляют много электричества. Если изобретение внедрят, можно будет экономить миллионы долларов и направить их, например, на строительство новых дорог и реконструкцию старых.
Сергей Ауслендер, "Подробности", телеканал "Интер", Израиль