Россия и США пришли к компромиссу в "иракском вопросе" [ Редагувати ]
30 ноября истекает срок девятой фазы программы ООН для Ирака "Нефть в обмен на продовольствие", и до последнего момента было неясно, какие действия предпримет ООН, поскольку позиция России по этому вопросу еще недавно была однозначна - она выступала против введения "умных санкций", предложенных Великобританией и Соединенными Штатами. Полгода назад принятие решения о введении "умных санкций" на заседании ООН сорвалось именно из-за позиции России, которая заблокировала принятие решения по этому вопросу, и ООН с настороженностью ожидала сегодняшнего дня. Еще на днях Багдад заявлял, что не примет никаких изменений в режиме санкций ООН, требуя от России поддержки этой позиции. Глава МИД Ирака Наджи Сабри заявил, что, если ООН уступит давлению со стороны США и Великобритании и изменит режим санкций без одобрения со стороны Ирака, это будет означать, что ООН не желает продлевать соглашение о действии программы.
Но Россия и США все-таки нашли компромиссное решение по Ираку, и 29 ноября Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за российско-американскую резолюцию. Согласно этому документу, действие программы "Нефть в обмен на продовольствие" будет продлено на 6 месяцев, Россия же в обмен на это решение согласилась рассмотреть и одобрить к 30 мая будущего года список товаров, для поставки которых в Ирак будет необходимо разрешение Совета Безопасности. Со своей стороны Соединенные Штаты согласились на менее категоричный подход к вопросу об условиях возвращения в Ирак военных наблюдателей и полном снятии эмбарго.
По мнению New York Times, США, которые уже давно ратуют за введение в Ираке так называемых "умных санкций", пошли на этот компромисс неспроста. Не последнюю роль в этом решении сыграли интересы США, связанные с антитеррористической операцией в Афганистане. Именно они стали толчком к значительному потеплению отношений между Вашингтоном и Москвой, которое, по данным газеты, позволило президентам двух стран частично договориться по поводу Ирака в ходе их недавней встречи. Заинтересованность США в поддержке антитеррористической операции со стороны Иордании, Сирии и Турции, которые имеют экономические интересы в Ираке, также оказала влияние на принятое решение. Не исключено также, что готовность США отложить внесение изменений в санкции против Ирака продиктована желанием перенести антитеррористическую операцию на территорию этой страны, так как в таком случае необходимость введения более гибких санкций теряет свою актуальность.
Программа ООН "Нефть в обмен на продовольствие" действует в отношении Ирака с 1995 года, и согласно ей Багдад экспортирует установленный ООН объем сырья и заказывает контролирующим его международным органам необходимые товары - продовольствие и медикаменты. Программа была разработана в целях смягчения действия санкций в отношении гражданского населения. Согласно существующим порядкам, принятым ООН, санкции не могут быть сняты до тех пор, пока Ирак не будет признан государством, свободным от оружия массового уничтожения. Причем стоит отметить, что в результате падения мировых цен на нефть доходы от гуманитарной программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" снизились для Ирака более чем вдвое. По данным ООН, финансовые ресурсы программы составляют на данный момент лишь 2,2 миллиарда долларов при запланированных 5,5 миллиардах долларов. Целью "умных санкций", предложенных США и Великобританией, было ужесточить контроль над военной политикой режима Саддама Хусейна и при этом обеспечить возможность доставки в Ирак грузов гражданского назначения, прежде всего продовольствия и медикаментов. Предполагалось, что в результате принятия этого предложения Совбезом ООН Ирак сможет возобновить торговые связи с другими государствами, однако все самолеты, вылетающие в страну, будут инспектироваться на предмет нахождения в них грузов военного назначения, список которых будет утвержден Советом Безопасности. Речь идет в том числе и о материалах, которые могут так или иначе использоваться в программе производства вооружений, возможно, в список могут попасть продукты высоких технологий, химикаты и даже металлические трубы. Кроме того, предлагаемая Великобританией резолюция предоставляла Ираку право более свободно распоряжаться средствами, получаемыми от своей нефтедобычи, тогда как в соответствии с прежним режимом санкций Ирак мог использовать эти деньги в основном на закупку продовольствия и медикаментов. Но Ирак такой "умный контроль" не устроил, прежде всего, потому что Багдад настаивает на полной отмене санкций. Россию же нововведение также не совсем устраивало, поскольку и так ущерб, нанесенный России от введения санкций в отношении Ирака, составил к моменту внесения этого предложения в ООН 30 миллиардов долларов. Москва опасалась того, что в случае принятия англо-американского варианта санкций деятельность российских компаний в Ираке будет практически свернута.
Теперь речь идет о том, какие товары попадут в "черный список" ООН, и именно на этом уровне, вероятнее всего, и будут разыгрываться основные баталии как между Москвой и Вашингтоном, так и в самом СБ ООН, где также до сих пор нет единого мнения относительно того, какие товары должны быть запрещены к ввозу в Ирак.