Потребление становится главной манией землян [ Редагувати ]
Рост потребительских отношений не приносит удовлетворения жителям Земли; более того - как считают исследователи, это ведет к к вырождению Земли.
Специалисты Worldwatch Institute говорят, что более четверти землян строят свою жизнь таким образом, как это всегда делали богатые люди.
В ежегодном отчете института под названием "Ситуация в мире в 2004 году" говорится, что около 1,7 миллиарда человек в мире можно причислить к "потребительскому сообществу".
Эти люди ведут образ жизни, который раньше был отмечен только в странах Северной Америки, Европы и Японии.
Однако, отмечают исследователи, увеличение объемов потребления, которое приводит к ожирению, росту долгового бремени и нарастающей нехватке времени, негативно сказывается на качестве жизни многих людей.
Доклад рисует тревожную картину охватившего планету потребительского безумия. В развитых государствах - таких, как Соединенные Штаты или страны Европы - уровень потребления никак не желает идти на спад.
Причем стремление потреблять больше и больше испытывают даже люди, у которых нет недостатка в предметах роскоши.
Дома и холодильники в Америке становятся все больше. Число автомобилей в стране уже превышает число лиц, имеющих водительские права.
Вслед за США
Более 1,7 миллиарда человек в мире являются членами "потребительского сообщества"
Авторы исследования также отмечают повышение темпов потребления в некоторых развивающихся странах, в основном в Китае и Индии.
Подобное заявление спровоцировало резкую реакцию в Индии, где говорят, что США следовало бы заниматься своими собственными проблемами.
В Китае количество людей, по праву называющихся потребителями, достигло уровня Соединенных Штатов. Правда, тратят они пока меньше.
По данным Worldwatch Institute, с 1960 года расходы населения Земли на товары и услуги выросли в четыре раза, достигнув в 2000 году 20 трлн. долларов.
Согласно докладу, существующая скорость роста потребления товаров и услуг в мире недопустима с экологической точки зрения.
Плюсы и минусы
Конечно, не все обстоит так плохо. В докладе подчеркивается, что рост потребления в развивающихся странах провоцирует улучшение качества жизни и экономический рост.
Ежегодные траты жителей Земли
Косметика - 18 млрд. долларов
Парфюмерия - 15 млрд. долларов
Круизы по океану - 14 млрд. долларов
Мороженое в Европе - 11 млрд. долларов
Если темпы роста потребления не удастся замедлить, стоит серьезно задуматься о возможности глобальной экологической катастрофы.
При этом авторы доклада подчеркивают, что потребляя больше, люди не становятся счастливее. Впрочем, подобные утверждения вызвали резкую критику одного из ведущих индийских экологов.
Он сказал, что развивающиеся страны не нуждаются в поучениях со стороны "самой прожорливой части мирового сообщества". Особенно учитывая то обстоятельство, что именно основанные в Америке транснациональные корпорации являются главным катализатором роста потребления, продвигая свои продукты на рынках разных стран.
По словам ученого, сфокусироваться следует не на Китае с Индией и их возрастающих потребностях, а на том, чтобы потребление сократили США и таким образом дали всем другим странам возможность для роста.
Как считает один из индийских социологов, утверждение о том, что приобретение разнообразных товаров не делает людей счастливее, не сможет убедить никого до тех пор, пока на его внедрение в умы людей не будет тратиться столько же денег, сколько и на глобальные рекламные кампании.
Авторы доклада упоминают, что значительная часть мира не подвержена потребительскому буму. Например, в экваториальной Африке среднестатистический семейный бюджет за последние 20 лет упал приблизительно на 20%.