Хрустальные гвозди раздают на Страстном [ Редагувати ]
В понедельник, 26 января, вручали премии Союза театральных деятелей "Гвоздь сезона" - премия молодая, 26 января 2004 года ее вручали во второй раз. И впервые - в открывшемся полгода назад Культурном центре Союза театральных деятелей на Страстном, ставшем сегодня "свободной площадкой" для спектаклей молодых экспериментаторов: скажем, среди нынешних лауреатов оказался спектакль Виктора Рыжакова и Ивана Вырыпаева "Кислород", нашедший здесь пристанище.
Процесс выбора лауреата новой премии сложен и проходит в три этапа: сначала члены экспертного совета из числа всех столичных премьер составляют "короткий список".
На втором этапе этот список предлагают оценить всем членам Союза театральных деятелей (СТД). Лучшего из лучших - единственного лауреата премии - выбирает на своем заседании секретариат СТД.
Понедельничная церемония могла бы, пожалуй, посоревноваться на звание лучшей в своей "номинации": вел ее Александр Калягин, председатель театрального союза, а в перерывах между его официальными вкраплениями, когда каждый из тех, кто вошел в короткий список, получал соответствующий диплом и прозрачную "статуэтку" гвоздя, на сцену выходили студенты Российской академии театрального искусства со своим капустником: вечный сюжет о Моцарте и Сальери (в чуть более молодом описании Александра Сергеевича Пушкина) играли так, как могли бы изобразить эти страсти наши знаменитые режиссеры и одинокие гении: Владимир Мирзоев, Роман Виктюк, Кирилл Серебренников, Юрий Погребничко, Евгений Гришковец и Петр Мамонов. Особенно забавно выходило, когда очередной парафраз следовал сразу же за выходом лауреата, - пародию на театр Около дома Станиславского сыграли сразу же после того, как соответствующий "гвоздь" выдали Юрию Погребничко.
На удивление, это было очень смешно. И очень талантливо. Михаил Левитин, которого пародией обошли, но премию тем не менее дали (за "Анатомический театр инженера Евно Азефа"), дал ей короткую, но емкую характеристику: "Премия - как спектакли театра "Эрмитаж": простая, как гвоздь".
Сама же церемония носила, можно сказать, домашний характер: театральные деятели, как обычно, проявили некоторую безалаберность, то есть одни знаменитые и великие дисциплинированно пришли (за "геликоновскую" премьеру "Средство Макропулоса" премию получал Геннадий Рождественский), другие - отсутствовали (никто не вышел получить "Гвоздь сезона", выписанный за спектакль "Копенгаген" во МХАТе имени Чехова; Нина Чусова, которая до того появилась на "Триумфе", до Культурного центра СТД уже не доехала, хотя "Современнику" и ей лично полагался "Гвоздь сезона" за спектакль "Мамапапасынсобака", который играли в этот вечер).
Под занавес Калягин объявил имя единственного - главного - лауреата: "за чистоту звучания Островского на сцене" премию отдали Малому театру за спектакль Сергея Женовача "Правда - хорошо, а счастье лучше". Надо сказать, что решение секретариата СТД совпало с выбором критиков (редчайший случай!): несмотря на разницу вкусов, эстетических и политических предпочтений, лидером прошлого сезона стал спектакль Малого.
Свой личный председательский приз Александр Калягин отдал Петру Фоменко, который, к сожалению, не смог приехать на церемонию по состоянию здоровья, но и "фигурку" гвоздя, диплом, конверт и даже дружные аплодисменты директор "Мастерской Петра Фоменко" пообещал передать Мастеру.