80 лет назад в небо поднялась первая стюардесса [ Редагувати ]
В этот день ровно 80 лет назад в Соединённых Штатах на борт пассажирского самолета поднялась первая в истории стюардесса. Это была молодая американская медсестра. Руководство авиакомпаний нуждалось в медперсонале. Ведь полёты были в новинку и многие пасажиры в воздухе чувствовали себя не очень хорошо. Идея оказалась удачной и вскоре должность бортпроводниц ввели все авиакомпании мира. О том, как за 80 лет изменились требования к стюардессам в сюжете Анастасии Даугуле.
Первым делом, конечно, самолеты. Но и без девушек теперь никуда. Они поднимаются на борт одними из первых и уходят едва ли не последними.
- Проверка аварийного освещения!
Свет, связь, спасательное оборудование, прием питания и документов на груз - всё на них. Плюс обязательный бонус для пассажиров - улыбка.
Анна Войнова, старший бортпроводник:
Каждая из нас умеет быть и актрисой, и психологом, и пожарным, и медсестрой.
Анна - выпускница ин-яза - ей было лечге пройти суровый отбор, так как в ее арсенале - свободные ангийский и немецкий. Средний конкурс в стюардессы: 15 человек на место. И авиакомпании все чаще предпочитают девушек с высшим образованием. Среди приоритетов - отменное здоровье. А вот внешние параметры - все демократичнее:
Специфические требования к внешности бортпроводников постоянно смягчаются. Сегодня общие критерии украинских авиакомпаний таковы: рост не ниже 1,65 метра (чтобы стюардесса спокойно доставала до верхних полок в салоне), но и не выше 1,75. А в маленьких салонах бизнес-авиации верхняя граница - 1,70 метра.
Обязательный тест при приеме на работу - психологический. Армейская дисциплинированность и искренняя доброжелательность - без этого не выдержать капризы пассажиров.
Виктория Беленькая, психолог Главного учебного центра гражданской авиации Украины:
Пожилая бортпроводница, много отлетавшая, на троллейбусной остановке пропускает вперед, в троллейбус, всех пассажиров, а сама заходит последней. Это профессиональная привычка!
Это - старейший отечественный центр подготовки стюардесс. Здесь учат всем премудростям: от умения катить тележку по салону до основ авиации и реакции на террористов. Впрочем, украинские бортпроводники скорее сталкиваются не с бандитами, а с обычными, но сильно выпившими гражданами. Поэтому с некоторых пор в арсенале "небесных ласточек" - наручники.
Инна Радзивилова, главный специалист по подготовке бортпроводников Главного учебного центра гражданской авиации Украины:
Пассажир немного перебрал спиртного, и завязалась драка на борту воздушного судна. И только бортпроводники смогли его усмирить, используя наручники и ремни безопасности.
Таких историй хватает у каждой опытной стюардессы. За долгие годы сформировались и неписанные, но свято чтимые авиационные приметы:
Анна Войнова, старший бортпроводник:
Мы в рейсе не шьем. Если у тебя порвалась юбка, порвались штаны, выдумывай все, что хочешь, одевай плащ, фартук, но не шей. Пассажиры часто не верят, что у нас нет иголок и ниток, а их действительно нет. "Зашьёшься в рейсе" называется.
В прошлом году "хозяйки небес" организовались в первую в Украине ассоциацию. Главный вопрос: добиться изменений в Воздушном кодексе и юридически приравнять стюардесс к членам экипажа. Сейчас же они официально считаются "обслуживающим персоналом".
Вера Король, председатель Ассоциации бортпроводников гражданской авиации Украины:
Чтобы мы были как экипаж пассажирского салона. И относились к летному составу. Как во всем мире, во всех авиакомпаниях. Вель сейчас у нас 70% бортпроводников получают пенсию 700-800 гривен.
Глава ассоциации - сама бывшая стюардесса - говорит: за романтикой полетов не виден целый букет болезней, среди которых основная - проблемы с венами на ногах.
Но даже ветераны профессии о годах, проведенных в небе, вспоминают с улыбкой и ностальгией. Людмила - из первого набора украинских бортпроводниц. Тогда, в 60-х, стюардессы были настоящими королевами.
Людмила Мухачева, бортпроводник (1960-1969):
Нас было мало. И мы были первые. Вот мы идем с девочонками, в форме - ну, конечно, на нас все с восхищением смотрели!
Сегодня ей 72. И она слышит гул авиационного мотора задолго до того, как самолет смогут разглядеть ее внуки.
Людмила Мухачева, бортпроводник (1960-1969):
Да я его слышу, где бы он не летел! "Где ты видишь самолет?". А я говорю: "Да ты послушай хорошо, вон он там летит!" Летит! Летают наши...
Сейчас стюардесс уже не единицы на всю страну, а сотни. Но и нынешние, и бывшие, они многое готовы отдать за то, чтобы оторваться от земли и быть выше облаков.
Анастасия Даугуле, Сергей Еременко, Игорь Антонюк, "Подробности", телеканал "Интер".