Автопроизводители и автоимпортеры обоснуют неприемлемость принятия закона о развитии автопромышленности [ Редагувати ]
Украинские автопроизводители и автоимпортеры, оппоненты принятого Верховной Радой закона "О развитии автомобильной промышленности Украины", намерены обратиться к президенту Леониду Кучме и в Конституционный суд с обоснованиями неприемлемости принятия этого документа.
Как сообщил на пресс-конференции во вторник, 10 февраля, народный депутат Дмитрий Святаш, характеризуя неприемлемые положения законопроекта, закон принят в интересах только двух автопроизводителей - ЗАО "ЗАЗ" (Запорожье) и ЗАО "ЛАЗ" (Львов), то есть имеет субъектный характер.
Он пояснил, что эти предприятия получают льготы кумулятивно, сразу по двум законам - по принятому в 1998 году закону "О стимулировании производства автомобилей в Украине" и по одобренному 5 февраля этого года закону.
"В результате эти заводы получат колоссальный объем льгот, частично прямых, частично - косвенных", - подчеркнул Святаш. Кроме того, по его мнению, вводимая законом 12%-ная пошлина на машинокомплекты для крупноузловой сборки является дискриминационной, поскольку не дает возможности развивать этот вид производства автомобилей нероссийского происхождения (согласно соглашению о свободной торговле в рамках СНГ, пошлина на машинокомплекты российских авто не уплачивается).
Вместе с тем, отмечая еще некоторые неприемлемые положения нового закона, Святаш считает его более прогрессивным по сравнению с ранее действующим, поскольку он отменяет преференции по налогу на добавленную стоимость, а понятие "инвестиционная программа" заменено на понятие "программа создания рабочих мест".
По мнению же президента промышленно-инвестиционного холдинга "Богдан" Олега Свинарчука, этот закон не является более прогрессивным. "Если ранее для получения льгот необходимы были инвестиции, то новый закон создает такую конкурентную среду, которая недостижима, потому что ряд предприятий исключается из правового поля, что ведет к монополизации рынка", - считает Свинарчук и подчеркивает, что "мы намерены объяснять свою позицию - для развития автопромышленности необходим более сбалансированный подход".
Как отметил председатель наблюдательного совета ЗАО "Еврокар" Константин Кирилин, указанным законом "никак не урегулирована проблема монополизации рынка - уже сейчас благодаря льготам ЗАО "ЗАЗ" имеет долю рынка более 40%, а в дальнейшем монополизация будет продолжаться".
По мнению участников пресс-конференции, остальные украинские автопроизводители не смогут конкурировать с "ЗАЗом" и "ЛАЗом", которые, благодаря двум вышеупомянутым законам, фактически превратятся в подобие налоговых оффшоров на территории Украины.
Кроме того, с учетом одновременного введения пошлин цены на иномарки вырастут на 15-20%, то есть большинство украинцев в такой ситуации будет вынуждено покупать либо продукцию только "ЗАЗа", либо отложить покупку нового автомобиля. "Таким образом, финансово поддержав двух отдельно взятых автопроизводителей, парламентарии создали все условия для роста социальной напряженности в обществе", - констатируют участники пресс-конференции.
Они также считают, что новый закон противоречит нормам ВТО, согласно которым местные производители не должны иметь никаких иных преимуществ по отношению к импортерам, кроме таможенных пошлин.
"Подписание данного документа президентом создаст для Украины дополнительные трудности при вступлении в ВТО", - считают автопоизводители и автоимпортеры.