Японские традиции компактности [ Редагувати ]
Свернуть, сложить и убрать так, чтобы всё было чисто и аккуратно - уж кто-кто, а японцы точно знают, как эффективно использовать небольшое пространство. "Компактность" и "портативность" - это и понятия, применяемые в производстве, и часть японской культуры.
Давайте приглядимся к некоторым компактным бытовым предметам, а также к их высокотехнологичным аналогам.
Компактность в быту
"В японских домах совсем ничего нет!" - говорили приезжие с Запада, посещавшие Японию в середине XIX века. "Ничего" - это некоторое преувеличение, но на первый взгляд действительно кажется, что в комнатах традиционной планировки действительно нет мебели.
Как выглядели японские дома в прошлом? Чтобы ответить на этот вопрос, переведём часы назад, вернёмся в 60-е годы XX века, когда старые обычаи ещё оказывали влияние на домашний быт. В этих обычаях проявляется дар японцев убирать предметы из виду.
В те дни в обычном доме были две основные комнаты - тя-но-ма и дзасики - плюс кухонька и туалет (ванных в большинстве домов не было, и люди ходили мыться в местную баню). Площадь тя-но-ма составляла четыре с половиной татами (около 7,4 квадратных метра), а дзасики - шесть (около 10 квадратных метров). Тя-но-ма была центром семейной жизни: здесь ели, спали, принимали гостей и так далее.
Чтобы создать уют в этих двух крохотных комнатках, семьи должны были рационально использовать пространство. Вот как проходил обычный день в тя-но-ма. Утром один или несколько членов семьи просыпались, складывали свои матрасы футон и постельные принадлежности и убирали их в стенной шкаф. Затем на татами ставили низкий столик тябу-дай с выдвижными ножками. После завтрака ножки стола складывались обратно, а стол ставился на бок, чтобы не мешал. Если приходили гости, из ниши доставали подушки для сидения дзабутон, по одной на каждого. Когда гости уходили, подушки обратно складывали стопкой в стенном шкафу. А когда наступало время спать, из ниши снова доставали матрасы футон и постельное бельё.
Так что мебель в каждой комнате всё-таки была. Просто её убирали с глаз долой, когда она не использовалась.
Итак, комната в японском стиле служит нескольким целям, а предметы мебели используются по мере необходимости, в противоположность западному дому, в котором кровати стоят в спальне, столы и стулья - в столовой, а диван - в гостиной, где в каждой комнате своя мебель, а каждый участок жилого пространства используется в определённых целях.
Японская комната многофункциональна благодаря коврикам татами, на которых можно и сидеть и лежать. В наши дни ими покрывают весь пол японской комнаты, но в старину, приблизительно до XV века, татами клали только в определённой части комнаты и только при необходимости. В остальных случаях их складывали в стопку где-нибудь в стороне. По типично японской моде они были переносными предметами меблировки для сидения.
У столиков тябу-дай четыре складные ножки (на фото сверху один ряд ножек задвинут внутрь). Стандартная высота - около 31 сантиметра.
Столовый прибор для столика тябу-дай на четыре персоны. Обычное зрелище в домах в 60-е годы XIX века. Бочонок риса на переднем плане вмещает достаточно риса для всех членов семьи.
Фото сверху слева. Сложив, каждое кимоно заворачивают в отдельную обёртку из толстой японской бумаги и укладывают в специальный сундук. Благодаря простому раскрою по прямым линиям кимоно складывается в плоский прямоугольник, свободный от складок и занимающий мало места.
Фото сверху справа. Футон и другие постельные принадлежности сворачивают и кладут в стенной шкаф осиирэ. В японской комнате такой чулан - важное место для хранения вещей.
Эти набитые ватой подушки дзабутон кладутся на пол, покрытый ковриками татами - по одной на человека. В старину из соломы плели круглые подушечки эндза. Современные дзабутон произошли от них.
Сегодня складные ширмы с их красивыми картинами на различные темы нередко вызывают восхищение как предметы искусства, но в прошлом их использовали, чтобы разбить комнату на части и избавиться от сквозняков. Внутри комнаты создавалось пространство из ширм, отвечавшее потребностям момента, а также служившее украшением, а потому приветствовавшееся в доме. Когда в ширмах не было нужды, их можно было сложить и убрать.
Это ещё один пример того, как японцы рассматривают домашнюю утварь как нечто, чем можно воспользоваться, а потом аккуратно сложить и убрать до следующей необходимости. Такой взгляд на вещи привёл к созданию многих предметов, которые можно компактно сложить и которые удобно хранить.
Возьмём к примеру замечательное японское изобретение - складной веер сэнсу. В отличие от плоского веера утива, складная разновидность отличается высокой портативностью и почти не занимает места при хранении. Примерно в XII веке Япония стала экспортировать складные вееры в Китай, откуда они и попали в Европу.
Кимоно идеально складывается для хранения. Благодаря простому раскрою по прямым линиям кимоно складывается плоским прямоугольником, не образуя складок. А ещё существует фуросики, матерчатый квадрат, в который заворачивают и в котором носят всё: от коробки для лепёшек или длинной бутылки саке до большого матраса футон. А когда этот кусок материи общего назначения не используется, его можно сложить в небольшой сверток, чего не проделаешь с мешком.
Высокие технологии
Сложить компактно, развернуть с размахом. У этой замечательной идеи из Японии есть и высокотехнологичные применения. В 1997 году ракета Японского института космологии и астронавтики вывела на орбиту спутник Харука. По замыслу конструкторов радиотелескоп на этом спутнике должен был иметь огромную параболическую антенну диаметром 10 метров. Учёным пришлось задаться вопросом, как же доставить столь большой предмет в космос. После напряжённых исследований им удалось разработать технологию, позволяющую свернуть антенну до малого объёма и развернуть её после запуска, уже в космосе.
Свернуть, сложить, убрать... и применить достижения техники, чтобы сделать это было легко. Мастерство японцев в искусстве компактности развивалось, удовлетворяя требования быта и традиций, оно и теперь заметно и в предметах повседневной жизни, и в продуктах высоких технологий.
Раскрытие антенны на этапе испытаний при разработке. Антенна может сворачиваться до очень малого размера, потому что производится из ультратонкой металлической сетки, похожей на материал нейлоновых чулок. В раскрытом виде она составляет 10 метров в диаметре.
Изображение радиоастрономического спутника Харука с раскрытой в космосе параболической антенной его радиотелескопа.
Свернуть, сложить, убрать - удобные и красивые вещи по-японски
Складной веер сэнсу
Вееры сэнсу создают прохладу и являются существенным элементом полного японского наряда. Это почти неизменный реквизит таких традиционных видов исполнительского искусства, как Но, танец май и комические монологи ракуго.
Мелантеритовая коробочка судзури-бако
Это коробочка для самородного медного купороса, мелантерита, кисточек, мелков и пипеток, а также шила и ножа для переплетения и подрезания бумаги. Причиной для появления таких коробочек в XI-XII веке послужила привычка аккуратно хранить неиспользуемые вещи и чувствительность японцев к подобного рода вопросам.
Фонарик тётин
Такой фонарик делают из тонких бамбуковых обручей, покрытых бумагой; внутри которых стоит свеча. Когда тётин не горят, их можно сплющить. Такими маленькими фонариками раньше освещали себе дорогу в ночи.
Ширмы бёбу и соломенные маты татами
Каждый год 3-го марта отмечается праздник кукол в честь доброго здоровья девочек в семье. В это время куклы видны повсюду. Каждая кукла сидит на своём крохотном татами. Первоначально коврик предназначался для сидения одного человека. Складные ширмы за куклами служили перегородками в комнате. Золотые ширмы, подобные этим миниатюрным, до сих пор используются в торжественных случаях.
Фуросики
В квадратные платки фуросики заворачивают предметы, как квадратные и круглые, так и любой другой формы. Приём "арбузной обёртки" используется при заворачивании круглых предметов (справа сзади). Квадратные и прямоугольные коробки можно аккуратно обернуть, подвернув уголки материи.
Лакированые коробки для еды и чашки для саке
Ёмкости одинаковы по форме, но отличаются по размеру: меньшие вставляются в большие. Их удобно хранить, а точность исполнения требует высокого мастерства.
Карта
Эту карту сворачивают особым способом, который называется миура-ори. Если растянуть в стороны противоположные уголки, карта раскрывается практически мгновенно. Этот метод складывания впервые был изобретён для складных солнечных панелей, используемых для получения электроэнергии в космосе.
Коробки для еды
Делаются из тонких деревянных полосок, воткнутых в круг. Они просто незаменимы для экскурсий - после еды убираются друг в друга так, что их удобно переносить. При хранении они занимают мало места.
Столик хако-дзэн
Каждый "столик-коробок" был рассчитан на одного человека. Из него вынимали столовые принадлежности и, откинув крышку, раскладывали их сверху. Поев, посуду мыли, сушили и клали обратно в коробок. У каждого члена семьи был свой хако-дзэн. Хранили коробки, поставив их друг на друга (собственность Фукагава Сирёкан).
Столики дзэн
Дзэн - это низкие подносы для еды на одного человека. Сверху стоит посуда. Они до сих пор используются в некоторых традиционных ресторанах и рёкан (гостиницах в японском стиле).
Ханами-дзю
Такие коробки предназначались для переноски вещей на созерцание цветения сакуры и при других выездах за город. Ручка прикреплена к корпусу сверху. Внутри достаточно места для еды в коробках-матрёшках, тарелок, бутылок саке и чашек, для другой утвари. Высота 35 сантиметров.