Кондом-ревю ненастоящей жизни [ Редагувати ]
Одна девушка, куда лучше меня разбирающаяся в предпочтениях современных пожирателей развлечений, предрекла "Торговцам резиной", только что сыгранным на сцене киевской "левобережки", не самую триумфальную репертуарную судьбу. Клюнувшие-де на соблазнительное предуведомление "кондом-ревю" (ох, и любят же изобретать в этом театре "зазывные" жанры и названия!) зрители вряд ли сумеют оценить филигрань его смыслов и актерских взаимодействий, публика же повзыскательней, отвергнув фривольные посулы обещанного "презервативного шоу", может на спектакль и не сунуться. Очень надеюсь, что этот прогноз не сбудется: режиссер Алексей Лисовец сумел с помощью израильского драматурга Ханоха Левина не только поставить свой лучший в обозримом времени спектакль, но и совершить эквилибристический прыжок в сферу, куда современный театр не только последние годы не доскакивает, но, по сути, и не старается заглянуть.
Лисовец сочинил спектакль о том, почему люди фатально проносятся мимо смысла своей жизни, почему с носорожьим упорством отказываются от своего счастья, почему с тупой методичностью наступают на одни и те же грабли и не только не думают откинуть их с дороги или хотя бы обойти, но еще и превращают их в фетиш - сдувают с них пылинки, золотят их острия, чуть ли на них не молятся. Рассказывая трагикомическую историю о трех нелепых героях, в судьбу которых вмешались злополучные кондомы (один господин получил несколько тысяч этих изделий в наследство от не успевшего ими воспользоваться папаши; другой никак не осмеливался их применить из-за слишком рационального отношения к любви; третья, аптекарша, на сердце и ложе которой претендовали оба воздыхателя, могла толково проинструктировать того и другого, как с этими деликатными штуками обращаться, да вот поводы выпадали чудовищно редко), так вот из этой легкомысленной, почти водевильной истории постановщики смогли извлечь самую что ни на есть очистительную истину. Над ней стоит задуматься.
Если не попытаться начать с завтрашнего дня жить иначе, то, по крайней мере, перестать считать свое привычное существование образцовым. Ибо так, как трио "Торговцев резиной", живет, не признаваясь себе в этом, подавляющая часть человечества. Живет, образно говоря, не снимая презервативов. Только натянуты они не на "срамное место", а, ну, скажем, на голову. Этот дурацкий, хотя и невидимый, колпак - наши привычки, фобии, правила, законы, иллюзии. Мы упиваемся ими, вместо живого чувства всегда выбирая суррогат: деньги, власть, ложную мораль, общественный долг. А потом умираем с чувством бесцельно потраченной жизни. Человек, как следует из спектакля Алексея Лисовца, - жертва фальшивых представлений о собственной жизни. И счастье не только возможно, но неизбежно, если ты научишься сам, наконец, за нее отвечать.
Не стану описывать, как это сыграно. Здорово сыграно. Словно насвистывая. Легко, фривольно, зажигательно, мудро.
Василь Лье, "Столичные Новости"