"Известия": Москва оценила культуру деньгами [ Редагувати ]
Недавно в Москве завершился очередной "культурный" эксперимент, организованный научно-исследовательским фондом "Прагматика культуры". Зрителям предлагалось рублем голосовать за понравившиеся фильмы и спектакли.
По итогам опытов экономисты намерены через год создать виртуальную биржу для потребителей культуры. Интернет-пользователи будут оценивать в денежном эквиваленте книжные новинки, фильмы и театральные находки. Особо активные "игроки" культурной биржи смогут на своих вкусах неплохо заработать.
Первый этап опытов над зрителями начался еще осенью. В крупных московских кинотеатрах на входе всем желающим раздавались конвертики с 50 рублями. В специальной инструкции участникам предлагалось ответить на вопросы анкеты и забрать деньги себе, если фильм категорически не понравился. А если все-таки какая-то надежда оставалась - доплатить из полученной суммы хотя бы червонец за полученное удовольствие. Причем предлагалось оценить не качество фильма, а свое собственное впечатление.
В экспериментальном просмотре участвовали семь разных по формату и по идеологии картин. Поначалу многие отнеслись к идее скептически. Мол, граждане, воспитанные на халяве, высоких задач не оценят и наверняка все деньги присвоят себе. Однако мрачные прогнозы скоро рассеялись.
В среднем не более пятой части зрителей немотивированно "забирали деньги". Остальные придерживались правил. Все фильмы получили неодинаковое распределение дензнаков. Театральная часть эксперимента была более обширной и содержательной.
Денежной экспертизе подверглись 22 спектакля известных московских театров - "Современник", "Около дома Станиславского", Центр имени Мейерхольда, Центр на Страстном. Постановки оценивались не только в рублях, но и в баллах. Получилось два "рейтинга", не всегда совпадающих. Почти треть респондентов (28%) поставила спектаклям одинаковые денежную и балльную оценки. Для остальных 2/3 впечатления складывались не только от хорошего спектакля.
"Самым важным обстоятельством, влияющим на денежную оценку, является игра актеров, - рассказывает менеджер фонда "Прагматика культуры" Екатерина Мень. - Этот фактор чаще всего влиял на доплаты. Интересно, что для 7% респондентов посещение буфета является важной составляющей культурного времяпрепровождения. Отрицательные впечатления от бара могут значительным образом испортить людям настроение. К тому же многое зависит от того, какие места в зрительном зале занимает человек.
Например, люди, сидевшие на балконах, были больше склонны к предельным отрицательным оценкам (-40, -50 баллов). Вероятно, это связано также со стоимостью билетов и благосостоянием участников". Голосовать своими деньгами за качество проведенного времени больше склонны мужчины, хотя в театре превалирует женская публика (37% против 30% соответственно). А люди среднего возраста доплачивали чаще, чем молодежь и пожилые.