Кто изобрел "Колесо"? [ Редагувати ]
Как и чем живут сегодня наши "малые" столичные театры, о которых говорят и пишут значительно реже, чем о Национальных, но у которых поклонников не меньше, чем у "больших"... Прекрасный повод для разговора на эту тему - юбилей театра "Колесо": ровно десять лет назад он получил статус государственного...
"Колесо" столичные театралы найдут без компаса. И адрес всем известен - Андреевский спуск. Начинался культпоход театральных энтузиастов с музыкального спектакля "Вместе весело шагать" режиссера Ирины Клищевской, а потом карусель закрутилась... Спектакли - "Лика", "Триптих для двоих", "Человеческий голос", "Чинзано", "Генералы в юбках", "Вечорниці", "Шантрапа", "Дама-невидимка" и многие, многие другие. Директор, худрук и актриса "Колеса" Ирина Клищевская рассказывает о своем детище...
- Откуда возникло желание не только ставить спектакли, но и делать это на сцене, созданной своими руками?
- Вначале я окончила наш университет, географический факультет, по специальности географ-геоморфолог, успела много поездить по стране. Но через год поступила в театральный. От географии у меня осталась только страсть к путешествиям. Очень люблю - вот тут во мне просыпается географ - открыть карты, посмотреть маршрут поездки, вычислить его рациональность, это с удовольствием! А в детстве хотела быть кинорежиссером, занималась в знаменитой студии Эдуарда Марковича Митницкого на "Большевике", откуда вышло много известных актеров и режиссеров. Это был своеобразный творческий клуб, оставивший след в судьбах многих.
- Идея создать свой театр пришла сразу после окончания института?
- Тогда она только созревала. А тем временем ставила спектакли в Мукачево, Житомире. Поработала ассистентом режиссера на "Укртелефильме". Как раз в то время, когда там снимали телеспектакль "Ретро" со знаменитыми стариками-франковцами Ужвий, Пономаренко, Куманченко, я была ассистентом по актерам. Но все это был поиск. Во времена перестройки убедилась, что никто в свой театр меня брать не торопится, надо создавать что-то свое. Так собрался коллектив актеров, который я организовала в ансамбль "Колесо", и с 1986 года мы уже работали на площадке тогдашнего клуба "Голливуд". Кстати, именно клубу дали нынешнее помещение театра. Здание было еще неотремонтировано, всюду кирпичи, разруха, ходили по балкам, но как только сцену настелили, мы уже играли сказку и репетировали первый спектакль. Это был настоящий театральный БАМ. Подольский район привлекла идея предложенного нами театра-кафе, такого французского варианта, и 28 мая 1988 года начался отсчет истории театра "Колесо". В день открытия первым показали детский спектакль "Вместе весело шагать" - вот так мы и шагаем до сих пор, весело и вместе. Потом в кафе прошел литературно-музыкальный вечер, а уже на сцене показали спектакль "Ку-ка-ре-ку", как молодые петушки, возвестив о своем рождении.
- Здание театра имеет свою историю?
- Когда-то это был особняк известного киевского ювелира, а в советское время - коммунальные квартиры. Однажды в театр попросил разрешения зайти бывший киевлянин. Американец с камерой ходил по театру и записывал: тут была наша кухня (а у нас это гримерка), вот тут - комната, спальня, общий коридор. Так что для кого-то это воспоминания детства, а для нас - театральная жизнь.
- Как сложилась труппа "Колеса"?
- Решив открыть театр, я стала оглядываться по сторонам. Вернулась в Киев моя однокурсница Галина Зражевская, появились другие ребята, которые где-то не устроились, откуда-то ушли, и так составился драматический коллектив. Тот актерский костяк остался до сих пор - Валя Бойко, Саша Бирюков, Дима Лялько, Олег Лепенец. Следующая актерская волна - Сергей Ладесов, Наташа Надирадзе, Стас Колокольников, Саша Фуртас, Лена Кривда. Теперь в театре со всеми службами - 40 человек. Вообще-то я никогда не собиралась быть директором театра, но, должно быть, еще в детстве у меня что-то такое проявлялось в характере, что отец очень смешно говорил: "О, директор пришел!" Будто меня запрограммировал. Хорошо, что он еще успел увидеть, как я стала-таки директором. Школу мы прошли отменную, и сегодня в процессе административном я знаю все досконально - от щепочек и гвоздиков до постановочных проблем, не говоря уже о творческом процессе. Сейчас уже есть команда, работаем слаженно и планомерно, театр наш любят, зал всегда заполнен. Словом, жизнь полноценная и интересная. Атмосфера актерского братства распространяется на все - на репертуар, жизнь на сцене и вне ее. У нас маленькое помещение, всего две гримерки, мужская и женская, все в курсе дел друг друга. А когда начинали, и вовсе была общая гримерка и переодевались кто в кулисах, а кто в коридоре. Как мы умудрялись существовать в таких условиях?..
- В таком "семейном" существовании наверняка случалось множество памятных историй...
- Было их столько, что мы даже сняли телепередачу "Актерские байки". Интересный случай произошел, когда мне пришлось ввестись в "Шантрапу" через 15 минут после начала. Спектакль пошел, ко мне подходит помреж - нет Богданова (исполнителя роли), переодевайся, будешь играть. Дело происходит 1 апреля, я уверена, что меня разыгрывают, и не спешу переодеваться. А когда поверила, что это правда, остались считанные секунды до выхода. Как меня одевали! Усы, прическа, костюм, сапоги 41-го размера при моем 34-м. Только жилетку забыла надеть. И вот, когда пришлось развести руками, все рухнули: какая грудь у мальчика! А однажды в спектакле "Мириам" Вера Щуревская, бросив гранату, случайно попала Бирюкову, играющему атамана, в глаз. Он так и играл с синяком, но это было по обстоятельствам. И вот его образ, что называется, "отомстил". Играли мы этот спектакль на фестивале "Розкуття" в Хмельницком, и Бирюков запустил этой гранатой мне прямо в лоб - я играла вместо Веры. Послышался хруст, звукооператор не знает, давать ему взрыв или не давать, а у меня - звездочки из глаз. Так атаман отомстил Мириам. Темно-бордовая косынка быстро набирается кровью, но спектакль доигрываю. Бирюков извиняется, меня - в больницу - зашивать голову. А вся больница смеялась, когда я сказала, что меня гранатой ударили. Вот как в театре - просто под гранатами ходите!
- Судьба вашей дочери, актрисы Марии Груничевой, наверно, была предопределена однозначно - только сцена театра "Колесо"?
- Сначала я о ней серьезно как об актрисе не думала. Как режиссер смотрела на нее с объективной точки зрения. Как-то ребята меня уговорили взять ее в спектакль "Генералы в юбках". Она достаточно хорошо вписалась, и я постепенно стала воспринимать ее уже не как мама. Потом опять уговорили взять ее - в "Шантрапу". Смех смехом, а своей карьерой Маша в полной мере обязана нашему актерскому коллективу. Она окончила наш театральный, курс Юлии Семеновны Ткаченко, и сейчас вырисовывается в хорошую, крепкую актрису. Кстати, у Юлии Ткаченко учился и Дима Лялько. Маша потом рассказывала, как мечтала играть с ним в одном спектакле. И вот спустя годы они вместе в недавней премьере "Дела минувшие".
- У Маши нет особенных привилегий в силу родственных отношений?
- Никаких. Было только одна - она попала в театр "Колесо", куда попасть не так просто.
- Название "Колесо" сразу возникло?
- Думали долго. Хотели назвать "Старый дом на Андреевском спуске", "Театр на Андреевском", но больше всего мысли вертелись вокруг колеса. Вечное движение, круг искусства, катимся по Андреевскому. Колесо выдумано давно, его не надо изобретать. А самое главное - мы не хотим, чтобы нам вставляли палки в колеса.
Алла Подлужная, театровед