Готовится новый вариант объединения отечественного авиапрома [ Редагувати ]
Жаркие дискуссии, острая критика механизма объединения украинских авиапромышленных предприятий таки взяли свое. Как известно, Министерство промышленной политики в настоящее время готовит новый проект постановления Кабинета министров относительно создания концерна "Антонов" на базе трех государственных предприятий. Напомним, в эту тройку входят Авиационный научно-технический комплекс имени Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и Киевский государственный авиационный завод "Авиант". Пока что новая редакция проекта постановления держится в тайне, но, по слухам, в документе все-таки планируется учесть замечания причастных к созданию концерна предприятий и ведомств.
Идеи собрать украинские авиапромышленные предприятия воедино витают в правительстве уже не первый год. Еще 22 октября 2002 г. Кабинет министров принял постановление #1593, согласно которому создавалась межведомственная рабочая группа во главе с тогдашним министром промышленной политики. Постановление предписывало межведомственной рабочей группе заняться подготовкой предложений по созданию "интегрированных научно-производственных структур по разработке и производству авиационной техники".
Всего предполагалось создать около 7-9 таких структур с замкнутым циклом разработки, изготовления и реализации техники - военной, специальной, авиационной. Правда, ввиду разных, в том числе и политических, причин, объединение отечественного авиапрома тогда не получило должного импульса "сверху".
Разговоры о скором создании авиационного концерна возобновились после того, как в июне 2004 г. премьер-министр провел совещание на "Авианте" и подписал особое поручение министру промышленной политики Александру Неустроеву. Поручение обязывало министра провести комплексный аудит хозяйственной деятельности АНТК им. Антонова, КИГАЗ "Авиант" и ХГАПП и определить их степень готовности к интеграции в соответствующие научно-производственные структуры.
В средине сентября этого года Александр Неустроев заявил, что Минпромполитики уже подготовило проект постановления правительства о создании концерна "Антонов", и что в ближайшем будущем, после подписания этого постановления, министерство займется разработкой устава концерна. В то время как генеральный директор ХГАПП Павел Науменко в своих публичных выступлениях всячески поддерживал идею такого концерна, руководители остальных авиапредприятий резко запротестовали. По слухам, их категорически не устраивает, что харьковский авиазавод проллобировал схему объединения фактически "под себя".
Причем, киевские самолетостроители совсем не отрицают, что необходимо искать новые формы хозяйствования, которые способствовали бы усилению кооперации между авиапромышленными предприятиями. Об актуальности структурных изменений в этой отрасли говорят и иностранные эксперты. Статус госпредприятий, по его словам, дает им возможность продержаться на минимальном уровне экономической и финансовой стабильности, однако не сулит больших перспектив в части привлечения коммерческой структуры-инвестора, которая могла бы сыграть роль глобального игрока в отрасли производства самолетов.
Критике подвергается скорее то, каким именно образом предлагается осуществить это объединение. Основные сомнения специалистов вызывает целесообразность выбора концерна в качестве организационно-правовой формы. Согласно ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины, участники концерна делегируют ему часть своих полномочий, в том числе право представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями.
В то же время ни АНТК им. Антонова, ни киевский завод "Авиант" не принимали решений по передаче своих полномочий концерну и не участвовали в подготовке проекта его устава, поэтому, по словам представителей предприятий, не собираются соглашаться с трактовкой цели и предмета деятельности концерна. Никто не согласовывал с потенциальными участниками концерна вопрос относительно того, как будет формироваться его уставный фонд. Не смотря на это, изначальный проект устава концерна требовал, чтобы вклады в уставный фонд совершались участниками в денежной форме, т.е., средства должны были изыматься из оборота предприятий.
Реальных подсчетов того, как скажутся такие действия на экономической жизнеспособности предприятий, никто не видел. Сомневаться в прозрачности объединительного процесса заставляет также то, что обязательный в таких случаях бизнес-план или же технико-экономическое обоснование просто отсутствуют. Посему довольно угрожающе звучат заявления из уст руководства Минпромполитики создать концерн в сжатые сроки.
Не удивительно, министерства и ведомства, задействованные в подготовке проекта постановления Кабмина, подвергли его резкой критике. Например, Министерство юстиции обращает внимание на то, что предлагаемая проектом модель, при которой органами управления концерна считаются наблюдательный совет, ревизионная комиссия и дирекция, не соответствуют положениям действующего законодательства. Согласно Хозяйственному кодексу, управление государственным (коммунальным) хозяйственным объединением осуществляют правление объединения и генеральный директор, которые назначаются на должность и увольняются с нее органом, который принял решение о создании объединения. ФГИУ отмечает, что утверждение устава такого объединения относится к компетенции исключительно Кабинета министров - органа, который принял решение о создании концерна. Замечания к проекту документа возникли и у Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, Министерства финансов, Госавиаслужбы, Антимонопольного комитета.
Получив такое количество рекламаций, Минпромполитики было просто вынуждено просить правительство о переносе до 20 ноября 2004 г. сроков, в которые ему надо было подготовить проект постановления Кабинета министров "О создании государственного концерна "Антонов". У ведомства, которое отвечает за промышленную политику страны, еще есть возможность исправить ошибку, которая сейчас может быть заложена в основу новой формы авиационной промышленности. О том, что к формированию структуры отрасли нужно подходить с большой осторожностью, свидетельствует опыт других стран, в частности, России. Если в начале 90-ых продукция российской авиапромышленности занимала 25% мирового рынка, то в настоящее время, после проведения принудительных интеграционных процессов, ее доля не превышает 1,5%.
По оценкам специалистов консалтинговой компании, которая разрабатывает концепцию организационно-правовой формы объединения авиапромышленного комплекса Украины, "интеграционные процессы должны проходить постепенно как минимум в течение 3-5 лет. При этом наилучшей организационной формой является именно холдинг, а не концерн".
Создание концерна было бы вполне логичным, говорят эксперты, если бы предприятия выпускали аналогичную продукцию. Однако заводы имеют четкую специализацию: "Авиант" ориентируется на выпуск Ан-124 "Руслан", Ан-70, Ан-32 и Ту-334, ХГАПП делает акцент на Ан-140 и Ан-74. Причем оба предприятия долгие годы успешно сотрудничают между собой, а также с российскими самолетостроительными заводами в проекте по разработке Ан-148. Отсутствие прямой конкуренции между отечественными авиазаводами как раз и говорит в пользу холдинга.
С этим согласен также председатель Агентства развития промышленности Польши Аркадиуш Кренжель, который считает, что "в идеале роль доминирующего субъекта в таком холдинге следовало бы отвести АНТК им. Антонова. Это потребовало бы подготовки и реализации сложной программы реструктуризации самого АНТК им. Антонова и расширения типичных подразделений в его структуре, с тем, чтобы создать инвестиционный фонд - финансовую организацию. Учитывая интеллектуальный потенциал, существующий в АНТК, полагаю, что такой проект возможно реализовать при относительно небольших расходах".