Парламентская комиссия оценивает ситуацию в украинском авиастроении как кризисную [ Редагувати ]
Временная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию причин кризисного состояния авиации Украиы глубоко обеспокоена ситуацией, которая сложилась в связи с проектом объединения и создания концерна по производству самолетов на базе Авиационного научно-технического комплекса имени Антонова, Киевского государственного авиационного завода "Авиант" и Харьковского государственного авиационно-производственного предприятия.
Проанализировав ситуацию, парламентарии сделали вывод, что объективно сейчас нет экономических предпосылок для немедленного объединения указанных предприятий. По их мнению, предложенный правительством проект постановления не отвечает действующему законодательству Украины. Отсутствуют также технические, экономические, маркетинговые обоснования создания концерна, а также проект его устава, наличие которого является обязательным в случае создания подобных объединений, тем более, государственного значения. Кроме того, проект постановления нарушает личные неимущественные права АНТК, в частности, касательно всемирно известного торгового знака "Антонов", которые основываются на международных договорах и законодательстве Украины в сфере защиты интеллектуальной собственности. Немаловажным также является и то, что трудовые коллективы АНТК и КиГАЗ "Авиант" выступают против такого объединения.
АНТК имени Антонова является единственным научным центром авиационной техники, который объединяет в себе все основные направления авиационной науки и одновременно является разработчиком авиационной техники. Концентрация и слияние авиастроительных предприятий и компаний - явление в мировой практике типичное, однако ни один национальный научный центр не был принудительно присоединен к объединению промышленных предприятий. Это связано с тем, что деятельность государственных национальных центров выходит далеко за рамки промышленной деятельности и направлена именно на разработку стратегии развития авиационной отрасли, проведение перспективных научных исследований, обеспечение научно-технического будущего авиационной науки и техники.
Из всех будущих участников концерна лишь АНТК имени Антонова пребывает в стабильной финансовой ситуации, что обеспечивается в основном за счет эксплуатации "Русланов" и "Мрии". На эти деньги осуществляется разработка новой техники и сохраняется интеллектуальный потенциал украинского авиастроения. А посредством централизации финансового управления предприятиями, которые будут входить в концерн, преследуется цель подчинения деятельности авиакомпании "Авиалинии Антонова" правлению концерна и распределение прибыли по его усмотрению. Кроме этого, создание такого концерна заблокирует процесс производственного подъема КиГАЗ "Авиант" и, соответственно, строительства самолетов Ан-70 и Ан-148.
Поскольку АНТК имени Антонова в Украине является главной научной организацией в сфере авиации, сотрудничает более чем со 100 разработчиками авиационно-космической техники во всем мире, осуществляет авторское сопровождение более чем 7 тысяч самолетов в 76 странах, является участником ряда международных договоров и внешнеэкономических контрактов, любые невзвешенные решения относительно создания концерна "Антонов" могут привести к ужасным последствиям для научно-технического потенциала авиастроительной отрасли Украины в целом.
Поэтому, понимая необходимость и поддерживая идею интеграционных процессов в авиационной промышленности Украины, Временная следственная комиссия Верховной Рады Украины по расследованию причин кризисной ситуации в авиационной промышленности Украины еще раз подчеркивает, что механическое объединение предприятий в организационно-правовую форму концерна является вредным и опасным для отрасли в целом. Невозможно интегрировать предприятия без необходимых обоснований, разработки и утверждения порядка создания интегрированных научно-производственных структур, реализации мероприятий по реструктуризации основного производственного потенциала в авиационной отрасли. Целью политики органов государственной власти, в том числе и во время формирования объединений предприятий, должны быть создание благоприятного инвестиционного климата, поддержка и развитие рыночных механизмов за счет государственных инвестиций, государственная поддержка внешнеэкономических соглашений и контрактов, заключенных предприятиями, а не использование административного вмешательства без достаточных экономических расчетов и правового анализа для создания объединения с непонятными, декларативными и нечеткими целями.
Учитывая вышеизложенное, с целью недопущения потери интеллектуального потенциала АНТК имени Антонова и разрушения авиастроительной отрасли, Временная следственная комиссия Верховной Рады по расследованию причин кризисного состояния авиации Украины обращается к Верховной Раде с просьбой не допустить принятия постановления КМУ касательно создания концерна посредством объединения АНТК имени Антонова, КиГАЗ "Авиант" и ХГАПП.
Документ подписан главой Временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию причин кризисного состояния авиации Украины, народным депутатом Украины Анатолией Левиным и секретарем Временной следственной комиссии ВР Кириллом Полищуком.