Авиаперевозчики могут легко обойти санкции Украины [ Редагувати ]
Андрей Пивоварский - министр инфраструктуры - сообщает, что украинские санкции четко мотивированы и имеют документально подтвержденные основания. Под них попали 29 российских авиакомпаний, из которых 27 выполняли рейсы в оккупированный Крым, а две были национализированы оккупационной администрацией полуострова.
Четыре перевозчика из этого списка в 2015 году выполняли рейсы в украинские города и попали в санкционный список за нарушение законодательства Украины. За первые полгода они перевезли 431 тысячу пассажиров из 657 тысяч общего пассажиропотока между Украиной и Россией.
Они все еще летают, хотя уже и решено - с 25 октября для российских авиакомпаний небо над Украиной - закрыто. Крупнейшие перевозчики попали в санкционный список. Россия ответила тем же. В условиях войны не особое и удовольствие летать между Киевом и Москвой, но бывает, что и такое направление нужно выбрать.
Эта семья летит к сыну. Проведывает его трижды в год. Пенсионеры Владимир и Татьяна - из Мариуполя. Говорят, летать меньше не станут. Хоть теперь и придется искать другие маршруты.
"Я не знаю для кого они нужны. Я думаю это ничего не изменит. Все равно придется летать".
В Московском "Шереметьево" тоже привычный ажиотаж. Руслан уже год, как сбежал от войны из Луганска. В Москве день и ночь крутит баранку. Раз в три месяца, отсюда, из Шереметьево, летает в Киев, чтобы увидеться с родными. Новость о санкциях встретил не радостно.
"Надеюсь, политики договорятся. С пересадками, конечно, не вариант, хотелось бы напрямую", - говорит пассажир рейса Москва-Киев Руслан Богоцкий.
В Москву, хоть она совсем неприветлива теперь для украинцев, хоть и не рвутся, но едут. Ежедневно - до тысячи пассажиров на борту украинских авиакомпаний. До трех тысяч путешествуют лайнерами российских авиалиний. Дела, проблемы, родственники... Но далеко не всем нужно в Белокаменную. Многие летят транзитом, пересаживаясь на другие рейсы, чтобы через Москву попасть в Америку, или, к примеру, в Таиланд или Индию. Теперь придется искать альтернативу.
"Москву использовали, чтобы лететь туда - на восток. Теперь - Киев-Стамбул. Но лучше всего - Киев-Шаржа"
Директор этого киевского турагентства сейчас как раз меняет билеты туристам, которые хотели лететь в Токио через российскую столицу. Не скрывает: людям придется заплатить больше. Но все же считает: санкции нужны. Мол, раз Москва в "черном списке", украинским перевозчикам придется куда-то "перебросить" лайнеры, которые туда летали, а пассажирам это на руку.
"Нам будут давать дешевые цены на чартерные какие-то рейсы, мы будем больше летать, какие-то новые направления отправлять. Например, делаем прямой перелет сейчас в Илат, чтобы была альтернатива отдыха тому же Египту", - объясняет генеральный директор туристической фирмы Игорь Захаренко.
Но тех, кто захочет лететь прямиком в Москву - ждет неприятный сюрприз. Авиаперевозчики уже заявили о возможном повышении цены. А эксперты подсчитали, что процентов на 20 билеты будут дороже. Но самим санкциям - удивлены. Прежде всего, пострадают пассажиры. Но если вопрос интересов страны превыше всего, российских перевозчиков могли наказать гораздо раньше и намного жестче.
"Госавиаслужба год выставляла штрафы российским авиакомпаниям. Они могли бы заблокировать полеты российских авиакомпаний вообще по миру. Остановить! Никто ничего такого не делает", - разводит руками эксперт авиарынка Вячеслав Коновалов.
Да и сами санкции не для всех, только для избранных. Несколько украинских авиакомпаний могут уже в ближайшее время стать обладателями "золотой" акции. И все же напрямую доставлять пассажиров в Москву. А пока их будет возить одна из российских компаний. Она почему-то в черном списке не оказалась.
"Не попала UTair, российская, которая не летала в Крым. То есть Украина, применив санкции оставила окно, которое позволит сохранить авиасообщение", - говорит эксперт в авиационном праве Андрей Гук.
Но даже те компании, которые под запретом, свой бизнес могут продолжить. Для этого достаточно просто перекрасить самолет. Потому как перевозчики крыльями не владеют. Тогда "FLY-літак" превратится в "літак-FLY". И этот вариант, говорят эксперты, будет еще и бюджетным. Затраты по сути минимальные. Десятки тысяч долларов. А не миллионы, как убытки, которые прогнозируют. Да и бумажная волокита тоже будет минимальной.
"У многих российских авиакомпаний есть зарегистрированные в Украине авиакомпании. Они не являются дочерними авиакомпаниями россиян. Но они принадлежат практически тем же персонам, которые контролируют российские авиакомпании", - рассказывает директор центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Но все эти хитрости предсказуемы, а значит, при желании, небо могут полностью закрыть.
Альтернатива самолетам есть - поезд. В "Укрзализнице" потирают руки, мол, если нужно, еще вагонов добавим. Но санкции могут и до железной дороги дойти. Хватает горячих голов, призывающих и по рельсам остановить движение между странами.
" Не должно быть российских поездов в Украине".
Нардеп Юрий Левченко уже зарегистрировал законопроект. Запретить в Украине весь российский бизнес.
"У нас вообще должно быть полное эмбарго любой торговли с Россией. Мы не должны перечислять средства, финансы в Россию за любые услуги, товары или что-то другое", - уверяет народный депутат Юрий Левченко.
Да и сама "Укрзалізниця" первый шаг уже сделала. Начала с грузовых перевозок. Запрет коснулся одной из крупнейших российских компаний и ее дочернего предприятия. Россия также ответила.
Нечто подобное было в Грузии. Еще в 90-х во время войны в Абхазии железнодорожное сообщение с Россией было прервано. А после событий в Южной Осетии самолеты между странами тоже летать перестали. Блокада неба длилась шесть лет. Путь по рельсам до сих пор не восстановлен. Украинские эксперты о такой перспективе даже думать не хотят.
"Останется тогда автомобильное сообщения и пешеходное сообщение", - говорит директор центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Или путь по рельсам, но в обход. Тогда в Россию будем тоже добираться на перекладных. Также через Беларусь или более дальний маршрут - через Польшу. Сколько часов или даже дней при этом придется провести в поезде и на вокзалах - даже считать страшно. Ну, о стоимости поездки говорить вообще не приходится.
Впрочем, сами путешественники надеются, что до этого не дойдет. Да и авиасообщение вскоре между странами восстановят. Пока санкции введены всего на год.