Всеукраинский ремонт дорог в Украине начали с Конча-Заспы [ Редагувати ]
Вернемся к главной теме сегодняшнего эфира. Новый премьер может появиться уже на следующей неделе. Напомню, сегодня Арсений Яценюк заявил о своей отставке. И президент, и лидеры парламентских фракций, и западные друзья Украины - не раз заявляли, что выход из политического кризиса должен быть найден как можно скорее.
Давайте представим, что выход таки найдут. Коалицию - сделают, правительство - сформируют. Начнут работать. И как быстро смогут показать результат?
В прессе уже начали обсуждать простую вещь - ведь фактически тем же политсилам, почти тем же людям в Кабмине и Верховной раде придется решать те же проблемы, о которые уже споткнулось правительство Яценюка. Вот пример - дороги.
После зимы в некоторых украинских регионах дорог просто нет. По статистике 97% украинских дорог требуют ремонта. Вдумайтесь в эту цифру! Чтобы исправить ситуацию, в дороги нужно вложить два годовых бюджета страны.
Сможет ли новый Кабмин найти такие деньги или хотят бы частично исправить эту проблему? Большой вопрос - без ответа. А ведь в том числе и от этого будет зависеть рейтинг нового премьера. Наш корреспондент Алла Матюшок - подробнее об этом.
Бордовые, серые, черные. Дорога просто выстелена мозаикой из латок. На 10 метрах я насчитала 46 лоскутков. Тут уже и штопать нечего. Полотно необходимо полностью менять, переодеть украинские дороги в новое. Но латки - еще не худший вариант. Пугают открытые ямы на международных трассах.
Ему есть, с чем сравнить. Румын Иван Петков исколесил всю Европу. Только пересек границу с Украиной, почувствовал особенности езды. Трасса Одесса - Рени. Здесь русский нецензурный вспоминается быстро.
"В яму попал, брык, и колеса нет. Оно стоит знаешь сколько? - 100 долларов? - Ха, 100 долларов. Как еще не взорвался, аж кусок огня такой выскочил".
Дорога, которую называют южными воротами в Европу - настоящий квест для водителей.
"Один колес туда, один туда. Никогда не видел такой дороги. Никогда. Ну почему все крадет? Никто ремонт не делает?", - недоумевает водитель из Румынии Илия Минку.
Почему воруют и не ремонтируют - не только румыну объяснить сложно. Вот - карта "наполеоновских планов" правительства. На ней - участки дорог, виды работ и выделенная сумма. Дорога Одесса -Рени тоже оказалась в очереди на ремонт. Причем, капитальный. Будут срезать 5 сантиметров верхнего слоя асфальта и класть новый.
Но на самой международной трассе ремонтом, даже косметическим, вообще не пахнет. Водители просто едут по обочине, по грунтовке.
"Я с Житомирщины, но я такого еще не видел. То есть хорошие были, а это уже никакие", - говорит водитель из Житомира Александр Загороднюк.
А это уже дорога Киев - Одесса. Недалеко от столицы запланирован капитальный ремонт. Правда, с ним можно было и повременить.
"Еще бы хватило. Года на 3-4 хватило бы. Трудно сказать, что это именно наиболее нужное место как с технической, так и, возможно, с экономической точки зрения", - говорит доцент кафедры строительства и эксплуатации Транспортного университета Олег Островерхий.
Мы все же нашли дорогу, где ремонт не планируется а уже идет. В Кончу-Заспу - самый элитный поселок страны, где живет немало высоких чинов.
"Не имеет никакого ни экономического, ни геополитического значения. На эту дорогу выделяют около двух миллиардов гривен. За эти деньги можно было привести гораздо большее количество дорог средним ремонтом", - уверяет эксперт Андрей Мартенс.
В этом году на ремонт дорог выделили рекордную сумму - более 30 миллиардов гривен. Вот только, как оказалось, львиная доля этих денег уйдет совсем не на ремонт. На погашение кредитов и уплату долгов "Укравтодора". От бюджетного пирога останутся 14 миллиардов.
"Дальше это кладется на стол Кабмина и народным депутатам. Говорят, в этой области дороги и так хороши, а вот нам кажется в Черновицкой давно не ремонтировали.
И те депутаты, которые влиятельные и сильные, они этот перечень режут и кромсают, и появляется новый с другими приоритетами. Депутаты считают себя большими специалистами, чем дорожники", - говорит директор департамента автотранспорта Мининфпаструктуры Роман Хмиль.
Список, где закатают в асфальт деньги, утвердили только на прошлой неделе. Еще месяца два пока проведут тендеры. А на улице уже апрель. Лучшее время для ремонта.
"Дорожники выходят на работу в июне, вместо того, чтобы выйти в апреле. Теряют три месяца", - говорит Роман Хмиль.
Но выйдут ли они в июне - тоже под вопросом. Реальные деньги - так спланировало Министерство финансов - перечислят только осенью.
"С октября месяца начинается активное финансирование и, извините, в свинячий голос. Когда начинают уже идти дожди, снега, и та картина, которую мы часто наблюдаем, когда идет снег и в это время начинает кататься асфальт", - говорит эксперт общественной инициативы "Реанимационный пакет реформ" Андрей Мартенс.
Пока замечания классика о двух бедах - дураках и дорогах - не кажутся правительству проблемой, сами украинцы по бездорожью наносят удар чем могут.
"- Глубина была 30 сантиметров. Вот так. Вымостили кирпичом. - Где взяли? - У меня на участке, а сверху поливали смолой. Разогрели битум, баллон принесли. И так получился субботник у нас".
Это - Черниговская область. Городок Мена. Жители сами засыпали ямы. А вот в селе Бречь дорогу построил директор местного конезавода.
Десять лет и 100 миллиардов гривен в год. Столько нужно, чтобы украинские направления сделать дорогами. Пока же на выделенные 14 миллиардов можно отремонтировать только около 2 тысяч километров. Это как от Чопа в Киев и далее - до Мариуполя.
"Должна быть своя стратегия автодорожной инфраструктуры. Какие экономические приоритеты Украины, туда и должна развиваться. Стали от Киева и пошли куда-то .Или от Одессы - до поля, завода или парохода", - говорит доцент кафедры строительства и эксплуатации Транспортного университета Олег Островерхий.
Но пока стратегии нет, на техстанциях полно работы. Одну яму объедешь, а во вторую попадешь.
"Нет дороги, одни ямы. Шаровые вылетают. Вот так берешь колесо, шатаешь в сторону, оно должно жестко ходить, бывает катаешь а оно ходит туда-сюда".
Украинские дороги, как говорят, "убиты" на 97%. Это хуже даже, чем в Узбекистане и Таджикистане. Потому и над шуткой, что остатки асфальта каждый год тают вместе снегом, уже не смеются.