Крымскотатарский вопрос без ответа [ Редагувати ]
Вчера, в День независимости Украины президент много и красиво говорил о единстве и единении. В общем-то, об этом и нужно говорить в такой день. Но от красивых разговоров проблем меньше не становится. Одной из таких проблем является вопрос межнациональных отношений в Украине в целом и в Крыму в частности. Речь идет не только и не столько об отношениях украинского населения и русской общины, сколько об их отношениях с крымскими татарами. Инциденты, провоцирующие межнациональный конфликт происходят в Крыму достаточно часто и лишь чудом дело пока что не дошло до массовых кровопролитных столкновений, подобных тем, что произошли недавно в Астраханской области РФ.
Крымский коктейль
Так называемый "крымскотатарский вопрос" возник в Украине в первые же годы ее независимости. Его острота возрастала с каждым годом, ведь с 1989 по 2001 год численность крымскотатарской общины достигла 248,2 тысяч человек (татары - пятое по размеру национальное меньшинство в Украине). На сегодня в автономии существует несколько основных конфликтных направлений.
Во-первых, это существование Курултая и Меджлиса крымскотатарского народа. Оба образования позиционируются как "высшие представительные полномочные органы крымскотатарского народа". Разница в том, что Курултай созывается периодически, а Меджлис действует на постоянной основе, будучи образован из делегатов Курултая. Де-юре они не имеют права на существование, поскольку претендуют на исполнение парламентских функций. Де-факто власть вынуждена с ними мириться, чтобы не спровоцировать массовые акции протеста крымских татар.
Во-вторых, это вопрос поселения и наделения землей крымских татар, депортированных в середине прошлого века. Сегодня все больше представителей этой народности возвращаются на земли, где жили их отцы и деды, чтобы обнаружить, что они уже обжиты новыми хозяевами и застроены коммерческими структурами. Особенно это касается земель на южном побережье полуострова.
В-третьих, это противостояние по линии "русские общины Крыма - крымские татары". Русские всегда считали, считают до сих пор и еще наверняка долго будут считать Крым "исконно русской территорией", непонятно как оказавшейся в составе независимой Украины. Представители русской общины подчеркивают, что татары не являются автохтонным населением Крыма. А потому предоставление им всяческих привилегий центральной украинской властью как коренному народу совершенно неоправданно.
В-четвертых, это сепаратистские настроения части крымских татар по отношению к Украине, подпитываемые, возможно, из Турции. Выражением таких настроений может служить стремление представителей руководства крымскотатарского народа добиться восстановления национально-территориальной автономии, утраченной в 1944 году. Более того, "реализация права на самоопределение" иногда называется конечной целью крымскотатарского народа.
Добавьте сюда проблемные, мягко говоря, отношения украинских и крымских властей и фактическую невозможность первых влиять и контролировать решения последних - и получите тот взрывоопасный крымский коктейль, с которым ныне приходится иметь дело ни много ни мало всему украинскому обществу.
Крымскотатарское нашествие
Восстанавливая историческую справедливость, руководство независимой Украины в начале 1990-х годов прошлого века санкционировало возвращение крымских татар в АРК. Однако не были продуманны ни организационные, ни законодательные аспекты такого решения. Во многом сегодняшняя ситуация на полуострове - следствие этого решения. И никто сейчас не может гарантировать, что Крым не станет для Украины такой же "пороховой бочкой", каковой являлись для всей Европы Балканы. Соглашаясь, что основной проблемой ныне является нормальное сосуществование украинской, русской и крымскотатарской общин в автономии, эксперты отмечают, что она отступает на задний план перед политической составляющей конфликта. И это дает основание многим политологам (например, Костю Бондаренко) говорить о том, что конфликт подпитывается искусственно.
В заявлениях русских общин Крыма часто можно встретить намеки, а то и прямые указания на то, что "оранжевый" Киев попросту использует татар для противостояния русскому фактору в автономии, для ослабления православной церкви (РПЦ, УПЦ МП). Дескать, пусть Крым будет "турецкий, татарский... только бы не русский" (К. Васильев на сайте "Единой Руси").
С другой стороны, напряженная ситуация на полуострове очень даже на руку пророссийским политическим силам (при чем не только крымским, но и всеукраинским). Сценарий межэтнического раскола, разработанный российскими политтехнологами к президентским выборам, к счастью, не сработал по Украине в целом, однако попал в благодатную почву в Крыму. Поддержание подобной напряженности в автономии, очевидно, на руку Москве, который недвузначно рассчитывает реваншироваться за Оранжевую революцию. А в преддверии парламентских выборов-2006 крымский русскоязычный электорат - слишком лакомый кусочек, чтобы его потеряли украинские политические союзники Кремля.
Абхазия? Осетия? Чечня? Нет - Крым
То как нынешняя украинская власть подойдет к решению крымскотатарского вопроса на многие годы определит ситуацию в Крыму. Политики и политологи прогнозируют, что полностью ликвидировать конфликтную ситуацию на полуострове не получится никогда: уж слишком различны культурные, религиозные, политические и даже экономические воззрения основных этнических групп, населяющих полуостров. Другой вопрос удастся ли "разруливать" перманентно возникающие проблемы мирным путем или конфликтующие стороны прибегнут к насилию (только уже гораздо большему по масштабам, чем отдельные стычки)?
Хорошо спланированных и рассчитанных на долгую перспективу планов как обеспечить мирное сосуществование в Крыму трех народов ни у кого пока нет. Политики часто говорят умные слова о необходимости "постоянного диалога", "движения вперед по принципу "шаг за шагом", "диалога национальных общин с властью и между собой". Однако реальные действия никем не предпринимаются. А это шаги по решению земельного вопроса, подведения законодательной базы под процесс возвращения крымских татар на свою родину, обеспечение культурных прав крымских татар с одновременным пресечением деятельности радикальных исламистских группировок. О возможном выходе из сложившейся ситуации говорил еще в начале прошлого года Кость Бондаренко: это пропагандаирование среди татар и их лидеров так называемого европейского ислама - пути, по которому идет сегодня Турция и в какой-то мере даже Татарстан. Это один из немногих вариантов, которые смогли бы сохранить в Крыму мир.
А тем, кто думает, что Украине абхазский, южноосетинский или чеченский варианты развития событий не грозят, советую подумать еще и еще раз. А начаться все может с межэтнического конфликта наподобие того, что имел место в Астраханской области России. Там в селе Яндыки 18 августа произошла массовая драка между коренными жителями калмыками и приехавшими на постоянное место жительства чеченцами. В результате 1 человек погиб, а порядок в селе пришлось восстанавливать силами милиции, внутренних войск и даже морских пехотинцев (всего около тысячи). Опасность подобных инцидентов в ходе переселения и самозахватов земли крымскими татарами отрицать не будет сегодня никто, хотя и не татары могут стать их инициаторами.