Безработицу заказывали? [ Редагувати ]
Когда режут по живому проекту, надо всегда помнить, что режут, в первую очередь, по живым людям, завязанным на этот проект. После решения президента Украины о приостановке строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье, под угрозой безработицы оказались 70% работников "Севморверфи". И не только.
Тревожное сообщение о массовом сокращении по времени совпало с принятием 12 июля постановления Кабмина, утвердившего Программу занятости населения на 2005 год. Напомним, Программой предусмотрено создание 1 миллиона новых рабочих мест. Причем, в числе приоритетных отраслей названы судостроение, строительство новых типов конкурентоспособных суден, а также система обеспечения сетей международных транспортных коридоров и функционирования их инфраструктур.
Судя по информации с "Севморверфи" именно в этих "приоритетных" отраслях и наметилось массовое увольнение работников: к лету следующего года "Севморверфь" должна сдать уникальное судно - плавучий подъемный кран грузоподъемностью 1200 тонн, предназна-ченный для строительства мостов любой сложности, без которых не обходится ни один транспортный коридор - как отечественный, так и международный. Учитывая, что кранов с подобной мощностью нет не только в Украине, но и в СНГ, а потребность в таких велика во всем мире - актуальность и конкурентоспособность севастопольского проекта обсуждению как бы не подлежит. Достаточно сказать, что состоит кран из трех автономных модулей, ширина и глубина осадки которых позволяет перемещаться по любым судоходным рекам и оперативно перебазиро-ваться к другим объектам...
Собраться в командировку - не долго. По пути в Севастополь изучаю подобранную в интернете справочку.
Оказывается, контракт на строительство гиганта-крана был подписан после распоряжения Кабмина, утвердившего в октябре прошлого года проект и титул строительства автотранспортной магистрали через Днепр в Запорожье. Победившее в тендере акционерное общество "Мостобуд" и заключило договор с "Севморверфью". Иными словами финансирование "Севморнефти" осуществляется через "Мостобуд".
1 июля строительство запорожского моста было остановлено распоряжением президента Украины. Соответственно, остановлено и финансирование. Причина - изучение проблем сохранения уникальных историко-культурных и природных объектов Национального заповедника "Хортица", который новая магистраль должна пересечь в двух местах, а также развития транспортной системы Запорожья, согласно требованиям законодательства и в связи с обращениями общественности, поддержанными несколькими народными депутатами. Думается, эти обращения и стали определяющими в президентском решении. Этим же распоряжением создана рабочая группа, которая в течение месяца должна изучить проблему и доложить свои соображения президенту.
Весь июль предприятия - участники проекта терпеливо ждали, брали кредиты в банках и платили работникам зарплату. Когда же обещанный месяц истек, людей начали увольнять. Ведь никто не мог дать гарантий, что президентское решение будет в пользу продолжения строительства.
- Когда мы выиграли тендер на строительство плавучего крана, то отказались от всех других заказов и сосредоточились на выполнении именно этого контракта, - рассказывает в Севастополе 1-й зам гендиректора верфи Валерий Прокопенко. - В прошлом году деньги поступали по графику. В нынешнем планировалось освоить 40 миллио-нов гривен из запланированных на все строительство 83 миллиона. Как нам стало известно, в бюджете этого года цифра была сокращена до 10 миллионов. На 1 августа мы получили лишь 5.
Учитывая, что ежегодно верфь осваивает до 43 миллионов гривен, ясно, что на выполнении заказа по гигантскому крану было занято 100% работников верфи.
Все работы начинаются со сборки корпусов. Это очень объемные процессы. Основные специалисты, которые в них задействованы, - сборщики и сварщики. Однако к выполнению столь ответственного задания допускают только высококвалифицированных мастеров. Вначале выпускник ПТУ должен лет 5-7 поработать в бригаде. Сущест-вующая в "Севморверфи" система позволяет готовить новичков. Потом они - "на вес золота" для кадровых агентств. На "Севморверфи" такие квалифицированные работники получают до 1300 гривен, что по меркам Севастополя практически вдвое превышает средний показатель зарплаты промышленных рабочих. Кадровые агентства предлагают раза в 1,5 больше. Но их предложения сезонные, в которых не предусмотрены ни больничные, ни отпускные, ни другие социальные гарантии. Можно полгода ударно поработать "на карман", а потом не известно сколько ожидать следующего "призыва". Поэтому большинство людей выбирают стабильность и с "Севморверфи" не уходят. Более того, для большинства кадровых агентств верфь является основным клиентом. Лишь немногим достается выгодная работа за рубежом. Это и есть те самые высококвалифицированные сборщики и сварщики, подготовленные на "Севморверфи".
Если после сокращения у последних еще есть слабенькие перспективы трудоустроиться, то у молодых рабочих и работающих пенсионеров один путь - надевать шляпу-"аэродром" и продавать апельсины, пока курорт-ный сезон не закончился. Почему перспективы слабенькие? Потому что под строительство плавучего крана через кадровые агентства набрали дополнительно порядка 200 специалистов. С ними договора были расторгнуты в первую очередь. По этому поводу для "Севморверфи" наступила пора длительных судебных разбирательств, которые пред-приятие, естественно, проигрывает и несет большие судебные издержки.
Под нож идут и договора с предприятиями-поставщиками. Нет крана - нет потребности в новых стройматериалах, приборах и оборудовании. А ведь многие из них, дабы обеспечить непрерывный фронт работ, проплачены заранее и продолжают поступать. В результате "Севмор-верфь" теряет не только деньги, но и имидж надежного партнера.
Еще о потерях. В строительство уже вложено 18 миллионов гривен. Что с этим делать? Ждать, когда проект будет возобновлен и вкладывать средства в сохранение уже созданного? А если в заказе будет поставлена точка? Контракт абсолютно уникальный. Для нового крана нужны будут иные параметры. Все это добро сейчас гниет под жарким южным солнышком и загромождает территорию верфи.
Еще о расходах. Штатные 70% работников уже предупреждены в приказе о предстоящем сокращении. Но и им предстоит выплатить соот-ветствующую компенсацию. Это сотни тысяч не предусмотренных ника-кой сметой гривен.
Когда был выигран тендер на строительство плавучего крана, гендиректор верфи Юрий Михайлик специально встречался с молодыми рабочими. Разговор шел о перспективах, о закреплении кадров. Намечалось до конца года создать дополнительно 25% новых рабочих мест. Юрий Михайлик также пообещал, что специально для молодых кадров будет создана программа обеспечения их жильем. Сейчас, понятно, не до той программы. Автор встречался с молодежью верфи. Все они уверены, что гендиректор их умышленно обманул. Киев - далеко, а гендиректор рядом. Сегодня г-н Михайлик госпитализирован с сердечным приступом.
А слухами земля полнится. По Севастополю поползли слухи, будто руководство завода... продало землю, под "Севморверфью" (а это центр города) частным структурам. И будет здесь не верфь, а "Диснейленд".
Отправляюсь в Запорожье.
Виктор Коробков