Скандал на НТКУ [ Редагувати ]
Очень сложно давать оценки тому, что происходит в стане твоих коллег. Да и неблагодарное это дело - влезать в чужую телекухню. Но когда речь идет о национальном канале, слишком многие считают его своей альма-матер. Национальный канал - это достояние народа или рупор власти - в зависимости от того, как его рассматривать. Или как его смотреть, но это уже больше относится к зрителям, чем к сотрудникам. Впрочем, слово "национальный" в последнее время не встретишь на заставках первого канала.
Тринадцатого сентября профсоюзы Первого канала собрались на открытую конференцию. Кворум составил 173 человека. По утверждению профсоюзных лидеров, каждый делегат был избран на профсобрании своего структурного подразделения и выражал интересы еще девяти коллег. Таким образом, умножив 173 на 10, легко определить число представленных сотрудников. Задача, которую поставили перед собой профсоюзы, была не простой - избрать кандидата в президенты. Не страны, а национальной телекомпании Украины - в силу того, что назначенный главой канала Тарас Стецькив возвращается под своды парламента. Ему и ближайшим его соратникам профсоюзы выразили недоверие. В числе сподвижников - вице-президент Андрей Шевченко, и еще семь должностных лиц. Незадолго до этого инициативная группа журналистов, в основном, сотрудники ежедневных новостей, выдвинула на президентское место кандидатуру самого Шевченко с планом радикального реформирования государственного телевидения Украины и создания на его базе телевидения общественного. План телевизионного вице-президента лежит на столе у президента страны. Там же - наверняка и фамилия внезапно обозначившегося конкурента Андрея Шевченко - Евгения Каленского.
Евгения Каленского - не назовешь публичным человеком, хотя почти три года он проработал вице-президентом Национальной телекомпании Украины. За это время сменился не один телепрезидент, а Каленский оставался на своем месте. Причина такой стабильности - в том, что, по словам большинства новых менеджеров канала - он человек, который "знает схемы". Данное словосочетание, вероятно, имеет вполне понятный подтекст: "знающий схемы" отвечает за успешное привлечение финансов и их распределение, как правило, черное, то есть, непрозрачное. В случае с первым национальным - это вопрос стратегический.
Компания - предприятие бюджетное. Зарплаты здесь - одни из самых низких в украинском телевизионном пространстве, рекламный бюджет своей величиной удивить никого не может, рейтинги первого канала свидетельствуют о том, что по уровню популярности он находится где-то между восьмым и двенадцатым местом, хотя по степени доступности для зрителя является действительно первым. В государственном бюджете для национального телевидения в прошлом году было предусмотрено чуть больше сорока миллионов гривен, а досталось девятнадцать. То есть страна своему национальному каналу дала в два раза меньше, чем обещала.
Евгений Каленский, кандидат на должность президента НТКУ: "Есть две точки зрения на первый канал. Первая - канал, в силу неспособности генерировать идеи, является местом ссылки телевизионных аутсайдеров и одновременно полигоном для тренировки начинающих журналистов, которые, получив базовые знания, рано или поздно начнут искать другое место работы."
И вторая - в Национальной Компании слишком силен социальный фактор, здесь избегают массовых увольнений, именно поэтому Первый Канал сохранил костяк профессионалов, выкованных еще в Советское время, а потому - бесценных.Наверное, правда находится где-то по середине.
Канал говорил со зрителем теми словами, которые от него хотела слышать власть. Власть вообще - какого бы окраса ни была - всегда пытается контролировать словарный запас общества. Так уж она устроена. Основой информационного вещания компании стали так называемые "темники" - некий перечень тем, который ежедневно по факсу отправлялся в редакцию. Андрей Смеян, в то время ведущий "Вестей", был среди тех, кому приходилось озвучивать эти "темники".
Но в тот момент, когда "оранжевая революция" выплеснула сотни тысяч людей на улицы столицы, когда стало ясно, что общество фактически бойкотирует подконтрольные власти каналы, и когда "темники" превращаются в настоящий идиотизм, в молотоподобный инструмент пропаганды, бьющий сильно, но мимо, журналисты первого канала взбунтовались. Сурдопереводчица Наталья Дмитрук обратилась к людям на языке жестов, умоляя не верить словам, срывающимся с губ ведущего. К ноябрю в телекомпании действовала ячейка независимого медиа-профсоюза, и вскоре возник "Новый профсоюз" работников НТКУ. Его председателем стала Марьяна Ангелова.
Тарас Стецькив, которого Ющенко назначил президентом НТКУ, скорее всего, рассчитывал на большее после победы оранжевой революции. Свою работу в этой должности он воспринимал как временную. Перед Украиной стояла задача организовать Евровидение, причем, за три месяца. По утверждению Стецькива, до его прихода на пост главы телеканала сделано было ничтожно мало. То есть, Стецькив выполнял функции кризисного менеджера. После того, как Николай Томенко представил сотрудникам НТКУ нового президента, сразу же - а если быть точным, на следующий день, 24 февраля, три вице-президента Николай Канишевский, Геннадий Радченко, Евгений Каленский подали заявления об отставке. Причем, как говорят очевидцы, Канишевскому было предложено остаться в стенах компании, но тот ответил своему начальнику: мол, ты работаешь на новую власть, а я с ней боролся в стане старой, так что в одной команде мы не будем. Ну, что ж, по крайней мере, честно.
"Стецькив Тарас Сепанович - родился 7 апреля.1964 года во Львове, в рабочей семье. Закончил исторический факультет Львовского государственного университета. Работал преподавателем во Львовском медуилище, затем сотрудником музея украинского искусства. Первый раз избран народным депутатом в 1990 году. С тех пор бессменный участник законодательного процесса. "Наше украинец", во ремя послевыборного противостояния на Майдане один из главных полевых командиров революции. С февраля 2005 года - президент НТКУ. Восьмого сентября написал заявление об отставке со своего поста."
Тарас Стецькив считает, что организаторы профсоюзного собрания, которое выразило ему недоверие, находятся не внутри, а за пределами компании. Скорее всего, при выключенном микрофоне, говорит Тарас. Их нужно искать среди членов партии регионов и социал-демократов. Тарас Стецькив, безусловно, не специалист в вопросах телепроизводства. Для того, чтобы эти вопросы не остались без ответов, он пригласил на канал тех, кто по его мнению, сможет реформировать первый канал. Лучшим менеджером по разрешению телекризиса Стецькив считал Андрея Шевченко.
Андрей Шевченко, которого назначили вице-президентом Национальной телекомпании в мае нынешнего года, казалось бы, стал действовать так, как действовали его предшественники. Схема власти на первом канале уже стала традиционной. Новый вице-президент обычно приводил с собой информ-команду, которая успешно, или не очень, вытесняла уже существующую. Работала она, как правило, недолго - до очередной мини-революции или серии реформ.
В прежние времена разбираться в финансовых схемах первого канала было бесполезно, и даже опасно. Советником Николая Княжицкого во время проверок НТКУ был бывший офицер УБОП Александр Дейнека. 23 февраля 1999 года Дейнеку застрелили возле собственного дома. 31 мая 2002 года в собственной машине был найден мертвым первый вице-президент НТКУ Андрей Фещенко. Все свидетельствовало о том, что телевизионщик наложил на себя руки. "Теневые" схемы, существовавшие на канале, позволяли телечиновникам сравнительно честно и незаметно изымать из госбюджета немалые суммы, паразитируя на общенациональном эфире. Но иметь дело с этими схемами становилось все опаснее.
К 2004 году сотрудники канала были убеждены, что никакие кадровые решения не в состоянии изменить канал к лучшему. Вопрос о преобразованиях становился вопросом социальной политики, то есть качество программ никак не влияло на материальное благополучие сотрудников первого национального. В стране первобытного дикого капитализма первый остался единственным, в своем роде, средоточием принципов социалистического производства и стал похож на большой завод по выпуску телепрограмм, хороших и разных. В основном, разных.
Марьяна Ангелова ждала от новой команды перемен. Еще сейчас в Интернете можно найти ее обращение к Стецькиву, в котором изложены предложения по обустройству канала:
http://fin.org.ua/newws.phpii=298569
"Во-первых, новый профсоюз выдвинул инициативу требовать от Верховной Рады внесения Национальной телекомпании в список стратегических объектов, которые не подлежат приватизации. Во-вторых, мы хотели бы обратиться к Тарасу Стецькиву как к члену парламентского комитета по вопросам бюджета, чтобы он использовал все свое влияние, и Национальная телекомпания в этом году получила положенное ей по закону финансирование, хотя бы адекватное тем 45 миллионам, которые были в прошлом году. Мы рассчитываем на поддержку Тараса Стецькива в этих вопросах. В случае его назначения, он становится руководителем огромной организации, у которой очень много проблем, но есть также длинная история, которая называется "национальная школа тележурналистики".
Вот об истории хотелось бы поподробнее. Регулярные программы передач ведутся в Киеве с 1952 года. По будням несколько часов в день. По воскресеньям - практически целый день. С 1964 года ведутся прямые трансляции общественно значимых событий - парадов и демонстраций. Легендарная программа "На добраніч, діти", со знаменитым дедом Панасом, появляется в 1962 году. Украинские телевизионщики работали на всех масштабных советских телепроектах - от информподдержки полетов в космос до репортажей из горячих точек. Сейчас, по утверждению Шевченко, начинается новый этап в истории телевидения.
Профсоюзы утверждают, что оптимизация производства приведет к тому, что за бортом компании, то есть уволенными, окажутся как минимум полторы тысячи человек из тысячи восьмисот, работающих в телекомпании. Уволить этих людей непросто. Но возможно Если НТКУ изменит статус бюджетного учреждения на статус госпредприятия, весь штат компании придется менять. Вернутся на свои рабочие места далеко не все. Первые кандидаты на должность невозвращенцев - сотрудники сокращенных Андреем Шевченко двадцати двух программ. Правда, сейчас эти люди внесены в список разработчиков перспективных проектов, но Марьяна Ангелова утверждает - от них не ждут никаких предложений. От них ждут одного - увольнения.
Помнится, в романе шведа Пера Вале "Гибель тридцать первого отдела" была описана подобная ситуация. Интеллектуалов и творцов, неугодных крупному бизнесу, собрали для совместной работы в одном отделе одной корпорации, с тем, чтобы результат их работы ни в коем случае не вышел за стены этого тридцать первого отдела.
Андрей Шевченко - сторонник появления новых лиц в телекомпании. Юлия Бориско - из тех, кого позвали на канал после прихода Шевченко. Юлия, по ее словам, намеренно абстрагируется от ситуации, сложившейся в НТКУ - не принимает участия в собраниях профсоюзов, не обсуждает профсоюзные решения в кулуарах, не дает оценок своим коллегам, взбунтовавшимся против Стецькива и Шевченко.
Шевченко утверждает, что у него было два пути - или соглашаться с тем, что было здесь во времена прежнего руководства, или идти к созданию общественного телевидения. Его система предусматривает сокращение корреспондентской сети, создание двух национальных каналов, в том числе и образовательного, а также организацию вещания европейских новостей в Украине, и украинских - для иностранного зрителя, через систему укртелерадио. Амбициозный вице-президент считает, что сможет завоевать пятнадцать-двадцать процентов украинской аудитории. Только вот для достижения этой цели придется использовать методику даже не шоковой терапии, а, пожалуй, хирургии - отсечь ненужное, людей из прошлой жизни. В их число попала и ведущая новостей Наталья Розинская.
Наталья не останется выброшенной на улицу. У нее есть свой бизнес, уютный офис в центре Киева и секретарь, которая готовит хороший кофе. Но, очевидно, работа в качестве ведущей имеет для нее определенную ценность. По словам Натальи, Андрей Шевченко сказал, что не видит ее в новостийной программе. Они меня боятся, считает Розинская. Почему ее нужно бояться, ведущая так и не смогла объяснить.
Первый приказ, который был отменен Андреем, строго регламентировал обязанности журналистов и ведущих. Так, например, последним запрещалось участвовать в написании текстов, и они всего лишь озвучивали написанное другими. Андрей утверждает, что всем тем, кто озвучивал "темники", было предложено пройти конкурс. Это был своеобразный тест на право называться журналистом. Ведущие переходили на полевые условия и становились репортерами. Через два месяца такой работы, если человек доказывал свою профессиональную состоятельность, тестируемого возвращали в кадр.
Андрей Смеян, доставшийся Шевченко в наследство от прежней власти, тест прошел. Наталия Розинская - нет. Впрочем, сама Наталья говорит, что ничего подобного ей не предлагалось, и новый вице-президент ее не хочет видеть в новой команде. Судя по всему, Наталья умеет держать удар, поскольку собирается подавать в суд на своих пока что начальников. Но это не первый удар, который ей приходится держать. Во львовских информационных сводках можно найти сведения о нападении на ведущую на родных улицах:
http://www.zik.com.ua/2005/7/8/news16025.htm
"Як поiнформувало Захiдну iнформацiйну корпорацiю джерело у Галицькому райвiддiлi внутрiшнiх справ, 12 червня о пiвдругої ночi у нiчному клубi "Гранд-клуб "Софiя"" на проспектi Шевченка у Львовi невiдомий "вчинив хулiганськi дiї та заподiяв легкi тiлеснi ушкодження" ведучiй телевiзiйних новин.У потерпiлої виявлено струс головного мозку та синець на вилицi.За хулiганство притягується до вiдповiдальностi двадцятивісьмирiчний директор одного з львiвських ТзОВ."
Впрочем, ни Тарас Стецькив, ни Андрей Шевченко хулиганами не являются, и нанести им ответный удар в виде привлечения к ответственности у Натальи вряд ли выдет.
20 сентября истекает срок исполнения полномочий президента телекомпании Тарасом Стецькивом. 21 сентября главное кресло канала займет новый человек. Компания перестроится. У нее нет иного выхода. Независимо от того, какое имя окажется на медной табличке начальственного кабинета. Человеческая память коротка. И глядя на качественную телевизионную картинку, миллионы людей вряд ли будут помнить фамилии тех, кто сделал ее таковой. Как, впрочем, и тех, кто был унесен ураганом перемен за борт телевизионного корабля. А корабль плывет...
В следующей программе мы назовем - стратегов и полевых командиров войны компроматов.