Украинцев будут приучать к платным автотрассам [ Редагувати ]
Строительство самой большой украинской платной дороги получило более "твердые" очертания после подписанного на этой неделе межправительственного соглашения между Украиной и Венгрией. Новая трасса пройдет по маршруту Киев - Винница - Хмельницкий и далее, по венгерской территории. В перспективе дорога будет продолжена от столицы Украины на белорусскую и российскую территорию.
При этом автомобилистам будет предложено покупать на проезд по комфортабельной международной дороге своеобразные проездные. "По опыту других стран, годовая виньета-стикер на лобовое стекло стоит, например, в Австрии, Венгрии около EUR170-200. Правда, такой проездной можно купить на три, пять дней, две недели и так далее., что обойдется гораздо дешевле", - заявил председатель государственной службы автомобильных дорог Украины "Укравтодор" Вадим Гуржос. По его мнению, приучить украинцев платить "за то, что они никогда не платили" будет довольно проблематично. "Учитывая эту традицию - не платить за дороги, к вопросу введения платы мы будем подходить спокойно и взвешенно", - добавил он.
Сегодня государство решило предложить инвесторам схему, совершенно отличную от концессионерской схемы 1998 года. По словам Гуржоса, государство осознанно берет на себя обязательства перед инвесторами в течение некоторого срока (например, 39 лет) вернуть концессионерам деньги, потраченные на строительство дорог. Выплаты должны будут осуществляться ежегодно равными частями, утвержденными в бюджете страны. При этом, согласно договору на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП), после всего срока эксплуатации платной дороги концессионеры должны вернуть ее государству в технически хорошем состоянии. Интересно, что вопрос введения платы (когда ее вводить, как она будет взиматься и сколько будет составлять) остается исключительно прерогативой государства.
Как сообщил министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь, потребности транспортной отрасли Украины в инвестициях на ближайшие 5 лет составляют 9,3 миллиарда долларов. Из них 7,9 миллиарда долларов поступят от стратегических инвесторов. В ходе конференции директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Камен Захариев заявил о том, что банк готов предоставить на развитие транспортной отрасли Украины около 20% от общих потребностей страны в инвестициях при условии усовершенствования законодательной базы. В частности, закона номер 997-XIV "Про концессии" и закона номер 1286-XIV "Про концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог". В 2006 году ЕБРР готов профинансировать транспортный сектор Украины в размере 312 миллионов евро. В 2007 году, по словам Захариева, банк планирует предоставить кредит в 150-450 миллионов евро. Далее в планах банка намечено кредитование транспортной сферы Украины в размере 700-800 миллионов евро в год.
Отвечая на вопрос о вероятности предоставления льгот компаниям при строительстве самой большой платной дороги, Гружос отметил: "Речь идет о следующих льготах: например, земля, которая будет отведена под строительство, может быть передана концессионеру по символической цене - 1 гривна". В этом году вклад собственных средств Украины в строительство предполагается на уровне 150 миллионов долларов. По словам главы "Укравтодора", государство не может выделить полную сумму в размере 4 миллиарда евро на это строительство, а потому, так или иначе, придется создать наиболее благоприятные условия для инвесторов. Строительные подряды на новый автобан получат также иностранные компании. Как считает чиновник, украинские компании не имеют достаточного опыта, необходимой квалификации и, скорее всего, "не пройдут" по условиям тендера. Согласно установленным требованиям, компании, желающие принять участие в строительстве, должны иметь завершенные проекты на сумму не менее 75 миллионов евро.
С венгерской стороны в рамках 5-го международного коридора уже построена часть дороги. "Выбор застройщиков осуществлялся на основе открытого международного тендера. Ни налоговых, ни каких-либо других льгот компаниям не предоставлялось", - прокомментировал министр финансов Венгрии Янош Вереш.
Справка. На сегодняшний день в Украине проложено 730 тысяч километров автодорог. За 170 тысяч километров отвечает Государственная служба автомобильных дорог Украины "Укравтодор". Около 33% дорог государственного значения не отвечают современным требованиям. В этом году "Укравтодор" намерен построить 371,4 километра дорог. Для реконструкции дорог планируется привлечь внешний займ на сумму около 300 миллионов евро под государственные гарантии.