В чем разница законов о Кабмине? [ Редагувати ]
Верховной Раде Украины предстоит рассмотреть два законопроекта о Кабинете Министров.
В октябре текущего года на рассмотрение парламента представлено два законопроекта "О Кабинете министров Украины". Первый, 13 октября - в редакции правительственной, второй - 26 октября в редакции президентской.
В целом, в общих вопросах, заданиях, принципах деятельности, составе, порядке назначения, приостановлении полномочий, оба законопроекта схожи. Различное видение - в вопросах разделения полномочий между президентом и Кабинетом Министров.
В частности, президентский и правительственный законопроекты по-разному трактуют задачи программы деятельности Кабинета Министров, отношений правительства с президентом, с Советом национальной безопасности и обороны, Секретариатом президента и другими органами, а также отчетности Кабинета Министров перед Верховной Радой.
Так, в президентском законопроекте "программа деятельности Кабинета Министров в части внешней, оборонной и политики безопасности должна соответствовать посланиям президента к Верховной Раде о внутреннем и внешнем положении Украины".
В правительственном варианте участие президента в формировании программы Кабмина не предусматривается.
В вопросах отношений между Кабинетом Министров и президентом, подготовленный Секретариатом главы государства законопроект шире и четче описывает взаимосвязь между этими ветвями власти. В частности, в нем продублированы пункты статьи "Отношения Кабмина с президентом" правительственного законопроекта, и добавлены еще 6 новых пунктов.
Так, в правительственном законопроекте Кабмин несет ответственность перед президентом в предусмотренных Конституцией Украины рамках и руководствуется в своей деятельности указами президента. В президентском варианте Кабмин обеспечивает выполнение актов президента.
Кроме того, согласно президентскому законопроекту, Кабинет Министров отвечает на обращения президента в правительство и постоянно информирует главу государства о своей деятельности. Кабмин проводит в случае необходимости предварительные консультации с президентом. Министерства выполняют поручения президента Украины, предоставленные в рамках его конституционных полномочий. Согласно этому же документу, в заседаниях Кабинета Министров может принимать участие президент или уполномоченный им представитель. Полномочия представителя определяются президентом Украины.
Что касается отношений Кабмина с СНБО, секретариатом президента и другими вспомогательными президентскими органами и службами, то в правительственном законопроекте отмечено, что Кабмин "взаимодействует с Советом национальной безопасности и обороны Украины, секретариатом президента, консультативными, совещательными и другими вспомогательными органами и службами, которые создаются президентом Украины".
Кроме того, правительство в своем законопроекте определяет, что должностные лица аппарата СНБО, секретариата президента, консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, которые создаются президентом Украины, не имеют права поручать Кабинету Министров, членам правительства и вмешиваться в их деятельность.
В тоже время, согласно правительственному законопроекту, члены Кабинета Министров Украины, руководители других органов исполнительной власти не могут входить в состав консультативных, совещательных и других вспомогательных органов и служб, создаваемых президентом.
В свою очередь, президентский законопроект делает Кабмин подконтрольным СНБО в сфере национальной безопасности и обороны.
Согласно президентскому законопроекту, Кабмин обеспечивает выполнение решений СНБО, введенных в действие главой государства. Этот же документ предусматривает, что в состав СНБО по должности входят премьер-министр, министр обороны, глава Службы безопасности, министр внутренних дел, министр иностранных дел. Другие члены Кабинета Министров могут быть включены в состав СНБО по решению президента Украины. Порядок совершения отношений между Кабмином и СНБО определяется Конституцией, этим и другими законами Украины, а также указами президента.
Также президентский законопроект обязывает Кабмин взаимодействовать с консультативными, совещательными и другими вспомогательными органами и службами, которые создаются президентом Украины, способствует исполнению возложенных на них заданий.
Согласно президентскому законопроекту, Кабинет Министров должен отвечать на обращения вспомогательных органов и служб президента, и предоставляет им информацию, необходимую для выполнения возложенных на них заданий. Члены Кабинета Министров, руководители других органов исполнительной власти на общественных началах могут по решению президента Украины включатся в состав консультативных, совещательных и другими вспомогательных органов и служб, которые создаются президентом Украины.
Кроме того, президентский законопроект обязывает всех членов Кабинета Министров каждую неделю, когда проводятся пленарные заседания Верховной Рады Украины, приходить в Раду и отвечать на вопросы депутатов. Предполагается, что вопросы-ответы членов Кабмина будут транслироваться в прямом эфире первыми общенациональными теле и радиоканалами.