Досрочная анархия [ Редагувати ]
Анархия - мать порядка
Пьер Жозеф Прудон
В ночь со 2 на 3 апреля Верховная Рада и Кабинет Министров приняли решение не подчиняться указу президента о роспуске парламента. Ждет ли Украину "российский сценарий" с сотнями жертв уличных столкновений и стрельбой из танков?
Когда есть яйца, но нет управы
Ющенко удивил. Сейчас сложно сказать - приятно или нет, но удивил. Представители правящей коалиции до самого конца не верили, что президент решится на разгон парламента. Сомневались в решимости главы государства и его соратники. Смачнее всех выразился "нашеукраинец" Давид Жвания по окончанию субботнего заседания Комитета национального спасения - на вопрос одного журналиста о том, чего же не хватает президенту для принятия решения о роспуске ВР, он ответил одним словом: "Яиц". Неизвестно, что произошло с указанным органом Виктора Андреевича в последующие два дня, но в понедельник вечером, после многочасовых консультаций с руководством ВР и лидерами парламентских фракций, увидел свет указ президента Украины под номером 264/2007 о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады и назначении досрочных парламентских выборов на 27 мая сего года.
В ответ правящая парламентско-правительственная коалиция начала реализовывать заранее намеченный план. Сначала Верховная Рада, а затем Кабинет Министров приняли постановления, в которых назвали президентский указ неконституционным; парламент и правительство отказались выполнять указ главы государства и запретили выделять деньги на проведение досрочных выборов. Тем не менее, "большевики" подстраховались: еще до полуночи они успели отправить в отставку действующую Центральную избирательную комиссию и восстановить ЦИК образца 2004 года во главе с Сергеем Киваловым. Последний во время Оранжевой революции получил в народе прозвище "пидрахуй", поскольку подозревался в участии в фальсификации президентских выборов 2004 года. Кроме того, с утра пораньше "коалицианисты" обратились в Конституционный Суд с просьбой срочно (в течение 5 дней) дать вывод относительно конституционности указа Виктора Ющенко. Таким образом, правящая коалиция, несмотря на явно читавшуюся на лицах ее лидеров растерянность, продемонстрировала высокую боеготовность благодаря подготовленному заранее плану действий. "Большевики", может, и испуганы, но это испуг загнанного в угол, а потому вдвойне более опасного зверя.
А есть ли план действий у президента? А у оппозиции? Очевидно, что решение о роспуске парламента далось не склонному к конфликтам Ющенко нелегко. Уже привычно, что объединенная оппозиция действует не по намеченной схеме, а по обстоятельствам и "по приборам". Поэтому имеются основательные сомнения в том, что президент и оппозиция будут способны в условиях юридической анархии организовать действенный прессинг на парламент и правительство и таки найти на них управу. Раньше президентские указы и некоторые требования оппозиции еще как-то, с горем пополам выполнялись; теперь же игнорирование Радой и Кабмином решения главы государства создает атмосферу тотального правого нигилизма и беспредела, когда закон противоборствующим сторонам не указ и указ - не закон. Ведь все разговоры "регионалов", социалистов и коммунистов о неконституционности президентского указа совершенно неправомочны - подобный вывод может сделать исключительно Конституционный Суд. С другой стороны, факт остается фактом: сегодня у Ющенко нет способов и возможностей заставить действующую власть выполнять указ, если коалиция сама того не захочет. Даже смена Верховной Радой состава ЦИК, который был утвержден в декабре 2004 года как один из элементов пакета договоренностей между властью и оппозицией, вряд ли может быть использована Ющенко для отмены конституционной реформы - это всего лишь дополнительный политический аргумент, не более. Наподобие того, что смена ЦИК может поставить под сомнение легитимность выборов-2006, где Партия регионов заняла первое место.
Получается, что вся надежда на сохранение мира и спокойствия в Украине - на Конституционный Суд. Тот самый, который почти за год своей деятельности не принял ни одного решения. Тот самый, который всячески старался угодить и вашим, и нашим, что отразилось в результатах практически всех предварительных (рейтинговых) голосований судей КС. Представитель ПР Анна Герман уже заявила, что "большевики" покорятся любому решению КС. Правда, никто из лидеров коалиции ее слов пока что не подтвердил, а статус госпожи Герман в партии частенько вызывает саркастическую ухмылку у многих экспертов. В связи с возможным решением Конституционного Суда Украины (или его отсутствием) вероятны три сценария развития событий.
1. Конституционный Суд признает указ президента конституционным. Страна готовится к досрочным выборам
На это надеется оппозиция, этого не то чтобы боится, но не хочет коалиция. Напряжение в обществе немного спадет, но избирательная кампания снова будет строиться на парадигме "свой-чужой". Оппозиция выведет людей на улицы, пытаясь очередной раз повторить Майдан. Правящая коалиция бросит всю мощь административного ресурса на обеспечение максимального результата на выборах входящих в нее партий. Сами выборы будут организованы из рук вон плохо, поскольку действующее законодательство практически не регулирует порядок проведения досрочных парламентских выборов. Центральная избирательная комиссия во главе с Сергеем Киваловым, пользуясь многочисленными законодательными пробелами, в ходе кампании чинит всевозможные препятствия оппозиционным силам. Многочисленные нарушения в ходе выборов становятся поводом для не менее многочисленных исков в суды с целью оспаривания результатов народного волеизъявления. (От отвратительной организации выборы не спасет даже дальнейшее пребывание на посту председателя ЦИК Ярослава Давидовича - он уже не раз говорил, что в условиях правового вакуума он просто бессилен). После выборов процесс создания парламентской коалиции снова поляризует общество.
Согласно последним социологическим исследованиям "Фонда Общественное мнение", в Верховную Раду попадают Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, "Наша Украина" и Коммунистическая партия Украины; социалисты остаются за бортом высшего законодательного органа страны. Если бы выборы состоялись сейчас, "регионалы" и коммунисты в сумме получили бы порядка 234 депутатских мандатов, что позволило бы им создать большинство. Анализируя данные социологов, следует учитывать два фактора: во-первых, исследование проводилось до того, как стало известно о том, что Виктор Ющенко таки подписал указ о роспуске парламента; и во-вторых, прогнозируемая разница между суммарными результатами ПР-КПУ и БЮТ-НУ настолько мала, что вполне может быть нивелирована за два месяца избирательной кампании - особенно под влиянием воспрянувшего духом "оранжевого" электората, убедившегося, что у главы государства все-таки есть то, о чем упоминал Давид Жвания.
2. Конституционный Суд признает указ президента неконституционным. Коалиция реализует "проект 300"
Этого жаждет коалиция и опасается оппозиция. Действительно, большинство юристов, анализировавших указ президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады, сходятся во мнении, что этот документ далек от юридического совершенства. Он представляет собой, скорее, политико-правовое, нежели правовое решение. По сути, в указе президента не содержится ссылка на какой-либо конкретный пункт 90-й статьи, которая регламентирует право главы государства на роспуск парламента. В свою очередь, это все равно не повод для "большевиков" игнорировать президентский акт, поскольку он не трактует, а применяет норму Конституции. Кроме того, Виктор Ющенко, думается, не просто "на чай" заходил к судьям КС в начале прошлой недели - вряд ли бы он стал подписывать заведомо "непроходной" указ. В любом случае, сегодня мы имеем то, что имеем...
Если КС откажет президенту, это будет означать политическую смерть Виктора Андреевича и "Нашей Украины". Партия де-факто расколется на две части: одна негласно примкнет к Коалиции национального единства, другая попадет под крыло Юлии Тимошенко. "Большевики" стремительно реализуют давно вынашиваемый "проект 300" и, получив конституционное большинство, устроят Ющенко импичмент, либо просто ликвидируют пост президента как таковой. Если глава государства не смирится с участью "английской королевы" при царе Януковиче, то уже осенью Виктора Андреевича "уйдут" с Банковой: так, для внесения изменений в Конституцию необходимо голосование во время двух очередных парламентских сессий - 226 весной и 300 - осенью. К этому моменту "коалицианисты" будут полностью контролировать все ветви власти, любое инакомыслие в вопросах проведения внутренней и внешней политики останется делом недавнего, но безвозвратного прошлого. Оппозиция станет уделом не репрессированных маргиналов, а остатки достижений Оранжевой революции будут окончательно приватизированы "большевиками".
3. Конституционный Суд не выносит никакого решения либо решение КС игнорируется какой-либо из сторон конфликта. Страна движется к расколу
Этого совершенно не хочет оппозиция, но может хотеть коалиция. В этом случае градус противостояния между ветвями власти в Украине растет в геометрической прогрессии: президент и Рада с Кабмином обмениваются взаимоисключающими указами и постановлениями. Правящая коалиция всеми возможными средствами саботирует подготовку к досрочным выборам, презрев формальности, объявляет импичмент Ющенко, приближая "российский" сценарий 1991 года. Стороны конфликта играют мускулами: Служба безопасности Украины задерживает ключевых людей, саботирующих указ президента; Генпрокуратура и милиция нейтрализуют не менее ключевых людей, пытающихся сделать что-то для роспуска парламента. При этом, как пишет "Зеркало недели", и первые, и вторые "осторожно поглядывают в сторону армии, понимая, что все может получиться, как в том анекдоте: "После тяжелых и продолжительных боев между немцами и партизанами за сторожку лесника, пришел лесник и всем "навешал"".
Это тот сценарий, при котором может пролиться человеческая кровь. Это тот сценарий, при котором танки и БэТээРы появятся на улицах Киева, не остановившись, как в 1991-м, на подъездах к столице. Это тот сценарий, при котором страна может перестать существовать как единое целое и де-факто, и де-юре.
Есть и еще один вариант - президент отменит собственный указ, найдя какой-нибудь компромисс с парламентско-правительственной коалицией за столом переговоров. Однако и к сожалению, в это верится с трудом. Более того, при таком развитии событий никто не даст гарантию, что в будущем какой-либо из сторон не будет предпринята попытка новой дестабилизации - все мы знаем, как украинские политики (не) держат свое слово, данное друг другу и своим избирателям, которые в один момент превратились в заложников властных амбиций политически незрелых лидеров. Надеяться можно только на то, что нынешняя анархия таки станет матерью будущего порядка...