И вновь продолжается бой... [ Редагувати ]
Указ о проведении досрочных парламентских выборов подписан, дата назначена, ЦИК работает. Тем не менее, уверенности в том, что всенародное волеизъявление состоится в срок, да и в том, что оно состоится вообще, - нет. Потому что указ не выполняется, деньги не выделяются, на ЦИК давят... Даже во времена северодонецких "слетов" сомнений в будущем этой страны было меньше, нежели сейчас.
От анархии к панике?
Политическое противостояние между президентом Украины и парламентско-правительственной коалицией усиливается. На заседании Совета национальной безопасности и обороны в четверг, 5 апреля Виктор Ющенко заявил, что "не сделает ни одного шага к отмене указа (о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. - "Подробности")". Таким образом, глава государства в очередной раз отклонил так называемый "нулевой вариант", неоднократно предлагавшийся ему премьер-министром Виктором Януковичем. Данный сценарий предусматривал отмену президентом своего указа о роспуске парламента, возвращение численности коалиции в 238 народных депутатов, принятие Универсала национального единства в форме закона и ряд других пунктов. Ранее глава правительства на встрече с послами иностранных государств в Украине сообщил, что "без решения КС есть один выход - отмена указа президента. Если он готов к этому - мы идем на компромисс". Очевидно, этот вариант уже можно окончательно вычеркнуть из списка сценариев разрешения политического кризиса в стране. Других пока что никто предложить не смог. Это если, конечно, не считать таковым проведение досрочных выборов в ВР.
В данном контексте хотелось бы обратить внимание представителей коалиции и их сторонников на тот факт, что Европейский парламент одобрил инициативу Виктора Ющенко о досрочных выборах, поскольку это - нормальная международная практика. "Последние выборы в Германии были досрочными. Президент Ширак распустил парламент во Франции и никто не говорил, что там есть посягательства на демократию. Досрочные выборы абсолютно нормальная вещь в европейской политической системе", - заявил докладчик комитета иностранных дел Европарламента по делам Украины Михал Каминский. Между тем, сегодня ни Виктор Янукович, который не раз подчеркивал, что наша страна и его политическая сила стремятся к европейским критериям во всех сферах, ни Александр Мороз, который при каждом удобном случае призывал строить Европу в Украине и настойчиво вел Соцпартию в Социнтерн, не хотят играть по ими же публично признанным цивилизованным правилам.
Но вернемся из Европы в Украину. Осмелимся утверждать, что своим указом о роспуске парламента президент страны перехватил и продолжает удерживать в своих руках стратегическую инициативу в противостоянии с ВР и Кабмином. Пока Конституционный Суд во главе с Иваном Домбровским уже девятый месяц пытается увильнуть от своих прямых обязанностей, Ющенко и лидеры объединенной оппозиции постоянно находят способы на полкорпуса опережать коалицию. А если это не удается, то они все равно находят достойный ответ на действия оппонентов. Вроде бы Рада восстановила Центральную избирательную комиссию образца ноября 2004 года - но ЦИК Ярослава Давидовича уже готовится к выборам. Вроде бы многие местные советы отказались выполнять указ Ющенко - но практически все губернаторы (даже донецкий!) стали на сторону президента. Вроде бы "коалицанисты" перекрыли все возможные пути для финансирования выборов - но почему-то никто не сомневается, что деньги будут. Президент и оппозиция с завидной регулярностью находят новые способы давления на "большевиков", и любые предложения со стороны последних о перемирии неизменно отбрасываются.
По чрезвычайно субъективному мнению автора, Янукович и Мороз со товарищи начинают паниковать. Как иначе расценить заявление Анны Герман о том, что Партия регионов готова не допустить проведение досрочных выборов в Верховную раду на юге и востоке Украины? А как понимать захват Печерского райсуда столицы? Даже если самовосстановившийся в должности главы суда Владимир Колесниченко и проведет намеченное заседание, на котором планируется рассмотреть иск Кабмина против президента относительно указа о роспуске парламента (читай - приостановить его действие или вовсе отменить), то неужели "регионалы" думают, что это чем-то поможет? Что в условиях царящей правовой анархии кто-то обратит внимание на решение какого-то районного суда, где председательствует непонятно кто?
Северодонецк отдыхает...
Лишить Ющенко и оппозицию нынешнего стратегического преимущества может, наверное, только негативный для них вердикт Конституционного Суда. Но, во-первых, он явно не будет скорым, а во-вторых, его может вообще не быть. С одной стороны, позитивный сигнал от КС сторонники роспуска парламента могут получить уже к 23-24 апреля. Дело в том, что, согласно сообщению пресс-службы КС, суду понадобится 15 рабочих дней только на подготовку предварительного вывода о наличии оснований для открытия конституционного производства по делу или отказ в открытии производства. Если судьи откажутся рассматривать представление, то, по мнению народного депутата Василия Куйбиды, который представляет в КС парламент в процессе по одному из представлений от депутатов, это будет воспринято как поддержка указа Ющенко. С другой стороны, если КС начнет производство по данному представлению, то, по сути, косвенно признает, что указ о роспуске Рады был нелегитимным, говорит Куйбида. Дело в том, что поскольку соответственно указу главы государства полномочия Рады прекращены, то, следовательно, депутаты не имеют права осуществлять свою деятельность как коллегиальный орган (то есть принимать законы и т. д.), заявляет представитель президента в КС Владимир Шаповал. То есть, по логике, они не имеют права также вносить представления в КС.
Однако даже если Конституционный Суд приступит к рассмотрению дела по сути, этот процесс может затянуться надолго. К слову, по закону о КС срок принятия решения по обычным конституционным представлениям не должен превышать трех месяцев. На данный момент этот срок нарушен уже по нескольким представлениям. И нет никакой гарантии, что имеющиеся разногласия между людьми в малиновых мантиях будут ими преодолены. На первый взгляд, такая ситуация на руку парламентско-правительственной коалиции, представители которой отказываются выполнять указ президента до решения КС. С другой стороны, такая тактика может быть эффективна в течение лишь короткого периода времени. В дальнейшем с каждым днем отстаивать ее будет все сложнее - узурпация власти путем игнорирования никем не отмененного президентского указа будет становится все более явной. И первой от Януковича отвернется старушка-Европа, которую премьер только-только начал очаровывать с помощью своих американских пиарщиков.
В любом случае, проведение досрочных выборов в указанные Виктором Ющенко сроки вызывает сомнение. Так, профессор Вашингтонского Университета Тараса Кузьо считает, что парламентских выборов в мае, скорее всего, не будет. "Они состоятся позже, - полагает эксперт. - Ведь сначала надо дождаться решения Конституционного суда". Кроме этого, существуют и другие препятствия, которые могут помешать организации выборов 27 мая: во-первых, это финансирование, а во-вторых, законодательство. И если деньги в президентском Секретариате как-нибудь найдут (ну просто не верится, чтобы глава государства не изыскал где-то "жалкие" 340 миллионов гривен!), то с законодательным сопровождением досрочных выборов - беда. Статья 102-я, регулирующая этот аспект, здесь нам мало поможет. Она не дает ответа на вопрос, как составлять списки избирателей. Говорится, что в порядке, установленном законом. Но применить это порядок будет сложно, поскольку необходимо возобновить деятельность рабочих групп учета избирателей. Механизм их создания на период проведения очередных выборов в законе прописан и понятен. В случае с досрочными - не вполне. Кроме того, не известно, какой орган и на каком основании может принять решение об их формировании. В 102-й статье также не упоминаются открепительные талоны, агитация за счет госбюджета и еще много чего, из чего не до конца ясно предусмотрено это законом или нет... В общем, уже сейчас ясно, что организация предстоящих выборов будет ниже плинтуса. А это светит многочисленными попытками в судебном порядке опровергнуть результаты всенародного волеизъявления. И все начнется сначала.
Выдержит ли страна третью-четвертую-пятую и так далее избирательную кампанию, которые строятся на парадигме "свой-чужой"? Даже во времена северодонецких "слетов" сомнений в этом было меньше, нежели сейчас...