Совместные выборы - ловушка для Януковича [ Редагувати ]
На первый взгляд, совместные досрочные выборы парламента и президента действительно могут показаться указателем к выходу из поразившего страну политического кризиса. Однако успех поставит перед Виктором Януковичем весьма непростую дилемму: становиться главой государства с полномочиями немногим шире, чем у английской королевы, или остаться председателем правительства с поистине царскими полномочиями?
"Договорная демократия" в действии
Противостояние главы государства и парламентско-правительственной коалиции зашло в тупик. Пропрезидентская сторона, напоровшись на жесточайшее сопротивление, хоть и продолжает наступать, но, как говорят, "потеряла темп". В свою очередь, "большевики", отбив несколько атак оппонентов, не могут набрать свой "темп" и предпочитают тактику партизанских вылазок на Майдан, в ЦИК или в КС из своего штаба на Грушевского. Надежды на то, что эту "странную войну" прекратит Конституционный Суд, весьма мало, а на то, что стороны беспрекословно подчинятся вердикту людей в малиновых мантиях, - и того меньше. Никто не может спрогнозировать, как будут развиваться события дальше, зато слова "кровопролитие" и "раскол" прочно закрепились в лексиконе отечественных политиков. Эксперты дают неуверенные комментарии, обращая внимание на два фактора: во-первых, юридически безупречный выход из политически спровоцированного кризиса сегодня уже вряд ли возможен; и во-вторых, спасение демократии в Украине может стоить ей гражданского мира.
Вывод один: нужно договариваться. Обе стороны вербально уже не раз и не два протягивали друг другу руку, однако оппоненты все так же далеки от компромисса. Виктор Янукович во время совместной пресс-конференции с премьер-министром Литвы Гедиминасом Киркиласом заявил, что проведение досрочных парламентских выборов в Украине возможно или в случае признания КС законным указа президента о прекращении полномочий Верховной Рады, или в случае согласия всех политических сил. Учитывая недееспособность единственного в стране органа конституционной юрисдикции, второй вариант кажется наиболее вероятным. К тому же, судя по информационным сводкам с передовой президентско-парламентско-правительственного фронта, на данном этапе речь идет уже не о проведении-непроведении внеочередных выборов в Верховную Раду, а об их сроках и формате. Президент настаивает на переизбрании исключительно парламента; условием коалиции является "согласие всех политических сил" на проведение одновременных парламентских и президентских выборов.
На первый взгляд, сценарий, предлагаемый "большевиками", действительно может показаться указателем к выходу из поразившего страну политического кризиса. В условиях, когда безукоризненное юридически обоснованное разрешение конфликта невозможно, именно политическая договоренность может снять напряжение. Однако в таком подходе, который политический обозреватель Ирина Погорелова назвала "договорной демократией", кроется масса опасностей. Во-первых, его применение будет означать окончательный коллапс правовой системы государства, поскольку в дальнейшем этот принцип может стать более важным, нежели любые законные и подзаконные акты, любое решение любого суда6 дескать, зачем им следовать, если можно просто "договориться"?! Во-вторых, если Виктор Ющенко пойдет на попятный в данном вопросе, это однозначно будет искажение воли избирателей, проголосовавших за него в 2004-ом, - а ведь именно защитой результатов выборов-2006 глава государства аргументировал свой указ о роспуске парламента. И в-третьих, "договорной" принцип заложит мину замедленного действия под всю систему власти в Украине, ведь в любой момент может найтись "искатель исторической правды" с какой-либо стороны, который обжалует все эти процессы в суде, провоцируя еще более серьезный кризис. Тем не менее, кризис-менеджеры Партии регионов продолжают тихой сапой продвигать в массы идею совместных парламентских и президентских выборов.
"Английская королева" или премьер-царь?
Эксперты с изрядной долей сомнения, а некоторые - и со смехом, комментируют возможность одновременных выборов Верховной Рады и президента Украины. Но все же они не исключают такого варианта, ссылаясь на то, что мы уже не раз становились свидетелями самых неожиданных поворотов в отечественном политическом процессе. Так, руководитель Института глобальных стратегий Вадим Карасев в комментарии "Подробностям" назвал идею совместных президентско-парламентских выборов теорией - "красивой и провокативной", но всего лишь теорией. "В то же время, если конфликт (между президентом и парламенстко-правительственной коалицией. - "Подробности") затянется или, скажем, Юлия Тимошенко захочет поучаствовать в президентской гонке, то она (теория. - "Подробности") вполне может быть реализована", - отметил политолог. Светлана Конончук, руководитель политических программ Украинского независимого центра политических исследований, подчеркивает, что с точки зрения демократического процесса совместные выборы президента и парламента - это явление нежелательное и маловероятное. "Перед досрочными выборами главы государства нужно сместить действующего президента, а это при существующей процедуре (импичмента. - "Подробности") нереально, - заявила Конончук "Подробностям". - Только добрая воля президента может сыграть здесь решающую роль. Но ему не позволят (согласится на досрочные президентские выборы. - "Подробности") соратники". Впрочем, "регионалы", очевидно, верят в обратное.
Вместе с тем, досрочные выборы главы государства могут поставить главного приверженца этой идеи лидера "регионалов" Виктора Януковича в довольно сложное положение. Мощная электоральная поддержка Партии регионов вообще и Виктора Федоровича лично в случае внеочередных президентско-парламентских выборов (если они таки произойдут) открывают перед лидером "регионалов" радужные перспективы. С одной стороны, возглавляемая им политическая сила, очевидно, наберет наибольшее количество голосов избирателей на выборах в ВР; более того, последние социологические опросы и расчеты политологов свидетельствуют, что ПР имеет все шансы вновь сформировать парламентскую коалицию - с коммунистами - и, соответственно, предложить коалиционную кандидатуру на пост премьер-министра страны. С другой стороны, консолидированный и дисциплинированный электорат юго-восточных областей вполне вероятно обеспечит Виктору Федоровичу победу и в президентской гонке. Однако именно этот успех поставит перед Виктором Януковичем весьма непростую дилемму: становиться главой государства с полномочиями немногим шире, чем у английской королевы, или остаться председателем правительства с поистине царскими полномочиями?
Здесь мнения экспертов разошлись. Вадим Карасев предположил, что Виктор Янукович предпочел бы президентское кресло премьерскому. "После президентского указа (о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. - "Подробности") сильной премьерской власти уже не будет. Глава государства продемонстрировал, что в его руках остаются очень сильные рычаги воздействия на правительство на правительство через роспуск парламента", - объяснил политолог. В свою очередь, Светлана Конончук полагает, что при определенных условиях Янукович выбрал бы премьерство. "Если бы у Виктора Януковича были гарантии того, что после выборов он сможет вернуться в премьерское кресло, то он согласился бы на это", - отметила эксперт. Такие гарантии Виктору Федоровичу, по мнению Конончук, может дать, во-первых, народ, а во-вторых, Юлия Тимошенко. "К сожалению, явление политической коррупции стало для Украины типичным, поэтому нельзя исключать, что ПР и БЮТ договорятся (о будущем премьерстве Януковича. - "Подробности")", - подчеркнула Конончук. Почвой для такого применения "договорной демократии" могут стать амбиции Юлии Владимировны, которая не удовлетворена соотношением собственного вклада в победу Ющенко в 2004 году и сегодняшние события с одной стороны и своим нынешним почти бесправным положением в оппозиции - с другой. Только представьте себе такой тандем: Тимошенко - президент, Янукович - премьер...
Янукович: "И ты, Азаров?!"
Конечно, возможность таких масштабных договоренностей между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко, даже вспоминая их совместные голосования по законам о моратории на продажу земли и о Кабинете Министров, стремится к нулю. Особенно учитывая решительность Юлии Владимировны, которая ни в чем не уступает бойцовским качествам Виктора Федоровича, и наличие в Конституционном Суде представления о неконституционности упомянутого закона о Кабмине, которое, можно не сомневаться, Тимошенко вытянет на свет Божий на следующий день после инаугурации... Зато вероятность того, что общий язык относительно досрочных совместных выборов найдут "регионалы" и президент с "Нашей Украиной" эксперты называют достаточно высокой.
Так, обозреватель Ирина Погорелова отмечает, что при этом можно даже говорить об "определенных гарантиях исполнения Януковичем возможной договоренности с Ющенко в форме или неучастия в президентской кампании, или снятия своей кандидатуры в его пользу в случае сохранения перед тем поста премьера после досрочных парламентских выборов". Гарантия также и в том, что Януковичу просто некому из Партии регионов "поручить" правительство; говорят, даже верного Николая Азарова премьер подозревает в непреодолимой тяге к излишней самостоятельности - дескать, и ты, Брут?! Да и отставка премьера ради перемещения на пост президента потянет за собой теперь уже правительственный кризис, который действующей Конституцией запрещено решать путем роспуска парламента на протяжении года.
Это, однако, не означает, что в Партии регионов нет желающих "вытолкнуть" своего нынешнего лидера на пост "английской королевы" и вместо него возглавить правительство. СМИ уже давно пишут, что Ринат Ахметов сильно недоволен конфронтационной линией Виктора Януковича, которая все время создает проблемы для системной капитализации и не менее системного менеджмента самого богатого жителя Украины. Совокупность вышеприведенных факторов на сегодняшний день показывает, что стремление Виктора Федоровича к "обмену выборами" с Ющенко, во-первых, не столь однозначно выгодно для него, как это может показаться на первый взгляд; во-вторых, оно не позволит устранить главные причины нынешнего противостояния; и следовательно (в-третьих), является потенциально таким же опасным для страны, как и дальнейшее углубление и обострение кризиса.