Эксперты: Причина "фосфорной" аварии - состояние цистерны [ Редагувати ]
Причиной авария на железнодорожном перегоне Красное-Ожидов во Львовской области, приведшей к утечке и возгоранию желтого фосфора, стало неудовлетворительное техническое состояние железнодорожной цистерны, принадлежащей АО "Казфосфат".
Об этом сегодня, 14 августа, в ходе пресс-конференции, посвященной результатам независимой экспертизы, сообщил проректор по научной работе Днепропетровского Национального университета, профессор Сергей Мямлин.
По его словам, независимая экспертная группа пришла к выводу, что причиной аварии стало два фактора: изношенность одной из колесных тележек цистерны и ее предохранительный выпускной клапан, который был заглушен.
Десятая цистерна, по ходу поезда, которая первая сошла с рельсов, прошла несанкционированную с изготовителем (Мариупольский завод Азовмаш) модернизацию в Казахстане. Точнее сказать, в ходе ремонта, были ухудшены ее технические характеристики. Казахские ремонтники по какой-то причине не смогли отремонтировать или заменить предохранительный выпускной клапан цистерны и попросту его заварили. Данное устройство отвечает за поддержание нормального давления в цистерне при транспортировке фосфора. "Неисправный клапан стал причиной неправильного теплообмена между воздушной прослойкой, находившейся над защитным слоем воды, и фосфором, что привело к его оплавлению", - пояснил эксперт.
Кроме того, по его данным, было установлено, что одна из колесных тележек цистерны была слишком изношена, что привело к ее перекосу, а в дальнейшем и к сходу с рельсов.
"Все остальные факторы, рассматривавшиеся экспертной группой как возможные причины аварии, были откинуты", - отметил Мямлин.
Он отметил, что экспертная группа рекомендует повысить контроль за техническим состоянием подвижного состава, следующего через территорию Украины. Формально техническое состояние цистерны отвечало требованиям, но фактически цистерна находилась в неудовлетворительном состоянии. "Мы убеждены, что следует больше внимания уделять техническому состоянию подвижного состава на пунктах перехода, расположенных на наших границах", - подытожил Мямлин.
Напомним, министр транспорта Николай Рудьковский со ссылкой на данные предварительной технической экспертизы, заявил, что уже есть основания утверждать, что авария вызвана нарушением правил погрузки желтого фосфора и неисправностью цистерны, которая первой сошла с рельсов. Выяснилось, в частности, что в месте утечки фосфора отсутствовала уплотняющая прокладка, а также не работал клапан регулирования давления в цистерне. "Возможно, дополнительным фактором аварии стала неисправность одной рессоры цистерны", - сказал Рудьковский.
В этой связи он подчеркнул, что есть ряд вопросов к владельцу грузов - казахской компании". По данным министра транспорта Украины, причин аварии, за которые несли бы ответственность работники Укрзализныци", не выявлено.
"Эксперты тщательно проанализировали, изменилась ли ширина путей в результате аварии. И установили, что железнодорожное полотно было в нормальном состоянии. Работа комиссии продолжается, специалисты Новосибирского государственного университета путей сообщения уточняют определенные нюансы", - подытожил Рудьковский.
Напомним также, 26 июля пресс-служба Железных дорог Казахстана распространила сообщение о том, что причиной схождения цистерн с фосфором с рельсов является ремонт железнодорожных путей, проходивший в день прохождения груза на участке.
16 июля в Бускском районе Львовской области на железнодорожном перегоне Красное-Броды вблизи станции Ожидов Львовской железной дороги в результате невыясненных обстоятельств произошла авария грузового поезда. В составе поезда находилось 58 вагонов, в том числе 15 специальных цистерн по 50 тонн каждая, с желтым фосфором.
В результате аварии сошло с рельсов 15 цистерн с желтым фосфором, 6 из которых загорелось.
Во время ликвидации пожара образовалось облако из продуктов горения, в зону поражения попало 14 населенных пунктов Бускского района и отдельные территории Радеховского и Бродовского районов области.