Панамcкий канал расширят [ Редагувати ]
Сегодня начинаются работы по реконструкции и расширению Панамского канала. Планируется построить новые, более широкие шлюзы, а также провести расширительные дноуглубительные работы. Администрация Панамского канала (Autoridad del Canal del Panama, ACP) объявила тендер на сооружение новой очереди шлюзов.
По словам вице-президента ACP по строительству и управлению Хорхе Кихано, консорциум, который представит наилучшее предложение, будет выбран к концу следующего года. "В течение последних нескольких месяцев мы наблюдали за формированием международных консорциумов для участия в проекте. Мы ожидаем, что в тендере примут участие компании из всего мира",- говорит господин Кихано.
Пропускная загрузка Панамского канала почти достигла своего максимального предела. Ежегодно через канал проходят около 14 тысяч судов. Прибыль от его эксплуатации составляет около 1 миллиард долларов в год. По словам президента Панамы Мартина Торрихоса, если канал не будет реконструирован, перевозчики найдут другие пути транспортировки грузов, а канал будут использовать устаревшие суда. В настоящий момент по Панамскому каналу могут проходить только суда, способные перевозить до 4 тысяч контейнеров. Расширение и углубление канала позволит увеличить этот показатель до 10 тысяч.
Работы по реконструкции канала планируется завершить в 2014-2015 годах. В результате реконструкции Панамский канал смогут проходить супертанкеры с водоизмещением до 170 тысяч тонн. Максимальная пропускная способность канала возрастет до 18,8 тысячи судов в год, грузооборот - до 600 миллионов тонн. Ожидается, что после реконструкции канала к 2015 году бюджет Панамы будет ежегодно получать 2,5 миллиарда долларов доходов, а к 2025 году доходы возрастут до 6,2 миллиарда долларов.
Реконструкция канала обойдется в 5,25 миллиарда долларов. Панамские власти обещают, что строительство будет временно обеспечено внешними займами на 2,3 миллиарда долларов для финансирования работ на пике строительной активности (в 2009-2011 годах). Остальная сумма будет покрыта за счет повышения оплаты за проход по каналу. ACP предлагает постепенно увеличивать тарифы в течение трех лет по 10% в год. ACP обещает 12% прибыли за инвестиции в строительство шлюзов.
Одной из наиболее заинтересованных сторон в реконструкции является Китай. В течение последних лет рост использования канала был связан с импортом китайской продукции в порты США. Кроме того, модернизация канала существенно ускорит доставку венесуэльской нефти в Китай. К этому времени Венесуэла обещает увеличить поставки нефти в Китай до 1 миллион баррелей в сутки.
"Уже существует прочная инфраструктура, связывающая побережья Атлантического и Тихого океанов, дополненная железной дорогой и шоссе. Есть нефтепровод, связывающий атлантическое и тихоокеанское побережья, с пропускной способностью в 800 тысяч баррелей в день",- говорит министр иностранных дел Панамы Самуэль Наварро. По его словам, панамская сторона заинтересована в максимальном использовании выгодного географического положения, чтобы Панамский канал способствовал развитию торговли с различными странами.
Критики проекта утверждают, что к 2014-2015 годах, когда будут завершены работы, новый канал все равно не будет соответствовать транспортным потребностям. Вместо расширения они предлагают построить на атлантическом и тихоокеанском концах канала новые терминалы для транзитных контейнеров. Критики реконструкции канала утверждают, что его строительство обойдется еще дороже, поскольку значительную часть средств придется привлекать в виде заимствований, а средства на погашение процентов в смете не учтены. Последний раз Панамский канал расширяли в 2001 году. Самый узкий участок, называемый Gaillard Cut (в 13 метров), был расширен приблизительно на 40 метров. Теперь одновременно в этом месте могут пройти два корабля. В результате пропускная способность канала увеличилась на 20%. Через канал проходит примерно 5% от общего объема мировой торговли.