Коллапс на границе [ Редагувати ]
Компенсаций за простой на границе требуют от польского правительства украинские автоперевозчики. Среди грузов, которые застряли на западной границе - много товара, который быстро портится. Тысячные очереди в пунктах пропуска продолжают расти. Заставить таможенников вернуться к работе не смог польский премьер Дональд Туск. Сегодня он лично инспектировал границу и выяснил: чиновники - в отпусках, на больничных, или просто выходные. Чтобы заставить власти Польши решить проблему с затянувшейся забастовкой таможенников, водители-дальнобойщики собираются перекрыть все дороги к Варшаве. Украинские перевозчики планируют присоединиться к акции. Репортаж Софии Гордиенко.
Краковец - один из крупнейших пунктов пропуска на западной границе. Еще недавно здесь каждые 5 минут оформляли по 2 фуры: одну - на въезд, другую - на выезд из страны. Сегодня границу пересекли только 12 трейлеров.
Пока польские таможенники торгуются с правительством о зарплате и пенсии, для украинских и европейских товаров включен красный свет.
Петр Гапенюк в очереди уже неделю. Настраивает телевизор только на каналы польских новостей. Внимательно вслушивается в каждое слово, пытается понять, на сколько ему хватит оставшихся денег. Еще не выехав из страны, он растратил на продукты и бензин половину командировочных.
Петр Гапенюк, водитель-дальнобойщик из Чернигова:
"Мені особисто шеф звонив, сказав, що ми вам якось це все діло компенсуєм. А збитки великі в основном фірма несе. А хто буде що компенсувать - я не знаю, це мабуть якісь форс-мажорні обставини".
Завтра Юрий Ломоносов должен принимать груз. Товар - специфический. Он и на складе долго не полежит, и на границе не постоит. Деньги уже проплачены, вот только Юрий - подо Львовом, а груз - за тысячи километров, в Голландии.
Юрий Ломоносов, водитель-дальнобойщик из Киева:
"Мы возим соки, цветы. Сейчас не знаю - загрузка на вторник, сорвется - не сорвется".
Коллапс на границе ударил по прибыльному бизнесу - международным перевозкам. Руководитель одной из крупнейших украинских транспортных компаний подсчитал: простой 40-ка фур, застрявших на границе, обходится предприятию 6 тысяч евро в сутки.
Андрей Епишов, гендиректор транспортной компании:
"Я считаю, что Украина должна выходить на польское правительство по вопросу компенсации этих убытков, потому что нельзя всех делать заложниками ситуации, которая связана там с зарплатой 500-1000 человек, она не может транслироваться на всю Европу".
Повышения зарплат и пенсий польские таможенники требуют, по их мнению, вполне обоснованно. Они уверяют: их коллеги по Евросоюзу зарабатывают втрое больше. Тем временем ассоциация международных перевозчиков грозит заблокировать Варшаву. Украинские дальнобойщики, те, что остались по ту сторону западной границы, обещают присоединиться.