Парламентский тендер [ Редагувати ]
Затянувшееся в честь НАТО-инициатив бездействие Верховной рады несколько утомило зрителей. Утомило так, что попытки депутатов хоть что-то проголосовать вызвали вздох облегчения. Но ненадолго: оказалось, что голосовали не тем фракционным составом и за поправки не к тому закону. И теперь торможению работы парламента способствует еще и Секретариат президента.
Поработали...
Как известно, с 18 января Верховная рада пребывает в состоянии радостного бездействия: сессионный зал, украшенный воздушными шариками - яркая тому иллюстрация. Но это не первый и не последний случай в "биографии" украинского парламента, когда идеологические противоречия неделями мешают законодательному процессу. Оригинальность же второй сессии Рады VI созыва в другом: сначала она стартовала исключительно номинально, без открытия пленарного заседания, что позволяет включить "счетчик" для роспуска законодательного органа, а потом вдруг депутаты совершенно неожиданно решили поработать.
Фракция Партии регионов, которая, судя по всему, уверенно оккупировала все возможные окопы в сессионном зале, 12 января "смилостивилась" на пару часов, чтобы можно было проголосовать по самым животрепещущим вопросам. К "самым животрепещущим" отнесли и поправки к закону о госзакупках. Депутаты поднатужились и проголосовали, причем даже с запасом - 282 голоса "за". Но оказалось, что радоваться успехам работы парламента было рано. С одной стороны, НАТО-проблема, которая так беспокоит представителей ПР и КПУ еще не решена так, как им хотелось бы. С другой стороны, коррективы, утвержденные в первом чтении, вызвали крайне негативную реакцию президентского лагеря.
Сначала Виктор Балога, посетовав на ситуативную законодательную "дружбу" "бютовской" части коалициантов с оппозиционерами, заявил, что "такую" версию закона президент подписывать не будет. А затем и сам глава государства объявил, что "принимает политические меры" - мол, действительно не подпишет.
Реакция депутатов последовала незамедлительно: члены БЮТ попытались снять с себя все обвинения в "коррупционном сговоре". "Все процедуры по разработке, согласованию и принятию закона четко согласовывались со всеми субъектами демократической коалиции. Законопроект был поддержан профильным комитетом Верховной рады Украины", - говорилось в коллективном заявлении фракции. Более того, проект закона подписан и НУ-НС в лице Романа Зварыча. Но участия представителей президентского блока в разработке поправок Секретариат не впечатлило. То ли с законом все так плохо, то ли дело совсем в другом...
Повод для беспокойства
Скандалов вокруг законодательного регулирования госзакупок хватает. Практически все политические силы признают, что схемы непрозрачны, коррупция в сфере процветает, да и вообще - само существование общественной организации (а ТПУ - это не государственный орган), наделенной монопольным правом контроля над государственными закупками, удивляет. Но, как водится, дальше разговоров о том, что "нужно что-то решать" речь не заходит. Хотя, в конце 2006 года президент уже ветировал очередной "профильный" закон, но потом сменил гнев на милость, поверив депутатам, что поправки будут внесены в ближайшее время.
Как водится, "ближайшее время" растянулось. Но уже после формирования "демократической" коалиции было заявлено: время разбирательств в области тендеров пришло. Проблема только в том, что депутаты и президент собирались разбираться по-разному.
Как ни странно, в вопросе госзакупок радикалом выступает именно чаще сдержанный, чем нет, Виктор Ющенко. Президентская программа-максимум - ликвидировать Тендерную палату как таковую, и вернуться к старым схемам образца 2005 года. Программа-минимум: ликвидировать Комиссию по вопросам государственных закупок, ограничить полномочия ТПУ, удешевить процедуры, а также поставить "на широкую ногу" информирование о потенциальных закупках, по возможности и через интернет.
Поэтому официальной причиной президентского гнева стали "полумеры" зафиксированные в поправках закона о госзакупках. Основными нововведениями авторства БЮТ и НУ-НС стали увеличение минимальных сумм контракта, при которых заказчики обязаны запускать стандартный тендерный механизм (при оплате товаров и услуг с 20 тысяч гривен - до 80 тысяч, а при подряде на выполнение работ - с 50 до 300 тысяч гривен), уменьшение минимального количества обязательных участников тендера и внедрение бесплатной публикации и обнародование объявлений о запланированной закупке или о проведении предыдущей квалификации (сейчас ТПУ делится информацией далеко не безвозмездно).
Таким образом, многие пожелания президента были учтены, потому, похоже, "бютовская" часть коалиции посчитала для себя возможным "умыть руки": "Приняв закон в первом чтении, Верховная рада фактически разблокировала многолетний непрозрачный и коррупционный процесс в сфере государственных закупок". А президент-максималист уверен, что "та работа, которая ведется по данному закону - это в сущности коррупционный сговор, который возвращает существующую систему к новой своей жизни". Но, поскольку, после практически каждого озвученного опасения о победе коррупции в украинском обществе следует и замечание о том, что президента и его Секретариат беспокоит ситуативный альянс БЮТ и ПР, возникает закономерный вопрос: а точно ли дело только в поправках к отдельно взятому спорному закону...
Поле битвы - парламент
Самое скандальное в голосовании поправок к закону о госзакупках - само наличие факта голосования. Во-первых, Партии регионов удалось показать, кто в парламенте хозяин. И как бы ни рассчитывали коалицианты на свой небольшой численный перевес, их преимущества хватает только на то, что в случае чего проголосовать как надо. А для нормальной работы нужна уже договоренность с закалившимся "в окопах" меньшинством.
Во-вторых, жизнь в очередной раз доказала, что ультрапринципиальность в вопросах отстаивания интересов Родины характерна для депутатов до поры до времени. И когда нужно срочно разобраться с принципиально важными для чьего-то бизнеса проблемами, то решение идеологических вопросов подождет. Версия Николая Томенко о том, что 12 февраля голосование состоялось только потому, что один из членов Партии регионов был лично заинтересован в проваленных-таки поправках к Хозяйственно-процессуальному кодексу, заслуживает право на существование. Действительно, успех судебного разбирательства вокруг "Днепроэнерго" вполне достойный повод для разблокирования Рады. Но то, что украинские депутаты часто во время принятия законодательных решений руководствуются бизнес-инетерсами - не новость.
Бизнес-интересы могут стоять и на страже столь часто упоминаемой в последнее время Тендерной палаты. При всем своеобразии схем, по которым сейчас реализуются механизмы государственных закупок, справедливости ради стоит отметить, что ликвидировать ТПУ (как того периодически хочет президент) депутаты не спешат. И неудивительно: частая смена руководства этой загадочной общественной организации и то, что у руля Палаты в разное время оказывались представители чуть ли не всех околовластных партий, позволяет усомниться в бескорыстии народных избранников. Похоже, поправить финансовое здоровье за счет госзакупок успели представители разных политических сил. И, наверное, остались те, которые не прочь продолжить. Но из-за многочисленных нареканий заказчиков тендеров без пункта "что-то решать" обойтись было нельзя. И поправки, которые призваны хоть немного упростить жизнь тендероорганизаторов, были-таки приняты. Кроме того, в БЮТ готовы, сказав "а", продолжить и сказать "б" - ликвидировать Палату.
Похоже на то, что очередная порция критики с президентской стороны связана не только и не столько с существом поправок к "тендерному" закону, сколько с демонстрацией БЮТ воли, свободной от коалиционных воззрений. Пресловутые законодательные изменения пусть не в полной мере, но все же соотносятся с пожеланиями Виктора Андреевича. И создается впечатление, что осуждение со стороны главы СП ожидало бы любой закон, проголосованный в формате ПР+БЮТ.
Простор для деятельности украинских законодательной и исполнительной властей в последние месяцы все больше напоминает поле битвы. До сих пор основное внимание было приковано к противостоянию Секретариата и Кабмина. Да и в парламенте со второй половины января ведутся ожесточенные бои, формально - за НАТО. А теперь в той же Раде, судя по всему, открылся второй фронт: президент и его окружение против голосующих "не так" депутатов.
Безусловно, ситуация, когда "бютовцы" - официальные партнеры президентских соратников - вдруг начинают голосовать синхронно с "регионалами", о сотрудничестве с которыми изначально и речи не было, не может не вызвать обеспокоенность. Но, с другой стороны, столь возмутившее двух Викторов "коррупционное" голосование больше похоже на ситуативное - "бютовцы" поддержали законопроект, подготовленными ими совместно с "нунсовцами". Казалось бы, тут все логично, а Банковая просто излишне нагнетает обстановку.
Нагнетание может иметь разные, но в то же время схожие причины. В рамках информационной войны против главы правительства бомбардировка с президентской стороны рикошетом задевает и премьерскую парламентскую фракцию. Еще чуть-чуть, и такими темпами из БЮТ вылепят "образ врага" почище, чем из ПР. Тем более, что с оппозиционерами пытаются вести "конструктивный диалог", возможно, в память о не состоявшейся "широкой" коалиции. И как раз потенциальная "ширина" парламентского большинства может быть поводом для нервозности Секретариата. Когда злые языки прочат крах нынешнего большинства, обычно речь ведется об будущем альянсе ПР и НУ-НС, но, возможно, кто-то боится, что уже "унижаемой и оскорбляемой" пропремьерской силе придется договариваться с оппонентами. А еще один парламент, который, как в 2006 и частично в 2007 действует автономно от главы государства, президенту совсем не нужен. Тогда, по сложившейся традиции придется опять распускать.
Повод для роспуска найти можно, и чем дольше бездействуют депутаты, тем этот повод надежнее. Причин тоже хватает. Но операция "досрочные выборы #2" все-таки сложна и труднореализуема. Проще и дешевле попытаться подмять уже "готовый" депутатский корпус. Чем, судя по всему, президентская сторона и занимается. НУ-НС "в кармане" по определению, а с ситуативной строптивостью БЮТ взялись "разбираться" с места в карьер... А в общем и целом, голосование вокруг закона о госзакупках показало, что в украинском политикуме развернулся масштабнейший тендер - за контроль над парламентом. И, похоже, мечтает его выиграть президент...