Дипломатия Ющенко: От поражения к поражению [ Редагувати ]
Даже неоднозначный результат последнего саммита НАТО не смог поколебать веру украинского руководства в светлое международное будущее. Через несколько дней Виктор Ющенко поделился новыми планами: в сентябре Украину возьмут в ассоциированные члены ЕС. Интересно, не так ли "возьмут", как "дали" в апреле в ПДЧ?..
Не в НАТО, так в ассоциацию
Готовность Украины к евроатлантической и евроинтеграции декларируется уже более десяти лет, и за это время наша страна достигла определенных успехов. С Европейским Союзом мы живем "по-соседски", со странами НАТО являемся "партнерами ради мира", а с обеими сторонами потихоньку углубляем и углубляем сотрудничество. И все это - помимо дружеских отношений и стратегического партнерства со многими, ведущими и не очень, странами мира. Вот только путь дипломатических успехов у Украины очень долгий. Возможно, потому, что хочется вступить во все и сразу, и при этом - ни с кем не испортить отношения.
Пока при власти находился Леонид Кучма, фирменная украинская внешнеполитическая многовекторность имела место быть, но воспринималась, скорее, как необходимое зло - дипломатическая работа велась по нескольким направлениям, но без заметных стахановских усилий. Ну, не взяли Украину в 2002 году в ПДЧ - что ж поделаешь, с кем не бывает - страна у нас такая, неопределившаяся.
После того, как убежденного многовекторника Леонида Даниловича на посту сменил знатный евроатлантист Виктор Андреевич, не только в Украине, но и на Западе публика с интересом затаила дыхание: вот теперь-то самая большая страна Европы пойдет к светлому будущему, такого ведь президента выбрали! И Виктор Ющенко оправдал ожидания, во всяком случае - курс на Запад взял с места в карьер. При этом - с более чем переменным успехом.
На четвертом году президентства Ющенко Украина все еще не член ЕС или НАТО, хотя определенные основания для оптимизма есть. Украину наконец-то берут в ВТО. С февраля 2008 года вступило в силу соглашение об упрощении визового режима со странами ЕС. Да и пресловутое присоединение к ПДЧ США и сочувствующие им страны обещали так искренне, что, вздохнув после Бухареста, украинские НАТО-оптимисты во главе с президентом всерьез верят в декабрьские перспективы. А то же упрощение перемещения украинских граждан через границы Евросоюза и старт переговоров о зоне свободной торговли позволил оптимизму вырасти и укрепиться - Украина вот-вот будет ассоциированным членом ЕС.
Главным популяризатором этой идеи был и остается глава украинского государства. В определенной степени его прогнозы логичны: чаще всего именно "высвобождение" торговых отношений и отмена виз - основные элементы ассоциированного членства. Казалось бы, если в Евросоюзе определенно засобирались говорить "а", то почему бы не продолжить перечисление букв алфавита. Украина же со своей стороны традиционно декларирует готовность вступать и соответствовать. Да и в отличие от НАТО, дружить со Старым Светом хотят хотя бы около половины украинцев. Но озвученного Виктором Андреевичем "нам очень хочется" часто оказывается мало: вопрос в том, чего же хочет Европа.
Ассоциативный реверанс
Европа постоянно декларирует свою открытость к сотрудничеству. Но чаще всего именно к сотрудничеству - и только. Третьего апреля Евросоюз устами директора по ресурсам, информации и межинституциональным отношением генерального директората по внешним связям Еврокомиссии Дэвида Липмана в очередной раз намекнул на то, что у всякой дружбы есть свои границы. "Сейчас Украина является частью политики добрососедства Евросоюза, также как и такие государства как Молдова, Беларусь и страны южного Кавказа. Но политика добрососедства не направлена на присоединение к Евросоюзу и потому членство этих стран в ЕС пока не стоит на повестке дня".
Несколько ранее председатель представительства Европейской комиссии в Украине Иен Боуг несколько конкретизировал причины того, почему же в ЕС Украину не ставят на повестку дня. Причины тому делятся на внешние и внутренние (относительно Украины). К внешним причинам эксперты часто относят затрудненный процесс "переваривания" Евросоюзом его собственного расширения. И внутренние проблемы содружества европейских наций (включая и провал Евроконституции) - яркое тому подтверждение. Кроме того, сам Боуг подтвердил, что "сейчас среди граждан ЕС наблюдается некоторое нежелание дальнейшего расширения союза". Граждане - гражданами, а "некоторое нежелание" явно демонстрируются не в частных разговорах, а на дипломатическом уровне - мысль о расширении ЕС не очень "греет" ряд европейских стран.
К сугубо украинским же причинам Иен Боуг отнес стандартный набор претензий. Нашей стране "необходимо создать более привлекательным бизнес-климат в Украине, необходимо придерживаться прав собственности, необходимо осуществить реформы в судебной системе, в госуправлении и администрировании, решить вопросы борьбы с коррупцией". Проще говоря, пока Украина не приблизится к "лучшим домам" - в Европе ее не хотят.
Но украинский президент уверен, что все у нас будет хорошо. Поводом для его оптимизма служат договоренности с Николя Саркози о том, что готовящаяся во второй половине 2008 года председательствовать в Евросоюзе Франция всецело поспособствует "оптимистичному" содержанию политической части нового Усиленного соглашения Украина-ЕС. Предполагается, что в документе будет зафиксировано и словосочетание "ассоциированное членство".
Правда, следует отметить, что после своего последнего визита во Францию украинский президент декларировал уверенность в завтрашнем дне и на НАТО-почве. А ведь именно позиции Парижа и Берлина во многом стали причиной переноса рассмотрения ПДЧ-вопросов Украины и Грузии. Можно было бы рассматривать ассоциированное членство как реверанс со стороны французов и немцев за затягивание неопределенности в отношениях Украины с Североатлантическим альянсом, если бы ставки в игре не были так высоки: слишком уж давно украинские надежды на евроинтеграцию охлаждаются суровой реальностью.
Кроме того, что ЕС не спешит расширяться, тем более за счет Украины, он еще и стремится поддерживать дружеские газово-политические отношения с Россией. А бывшая братская нам страна, хоть и декларирует "инность" своего исторического пути и на словах не нуждается в членстве в НАТО и Евросоюзе, весьма ревностно относится к попыткам интегрировать в межгосударственные структуры когда-то составные части одной большой родины. И маловероятно, что бурная реакция на попытку получения Украиной ПДЧ означает всего лишь заботу о "заблудшей сестре", которую затягивают в "агрессивный блок". При необходимости РФ с "агрессивным блоком" сотрудничает вполне успешно. Но и с учетом того, что членство нашей страны в ЕС (пусть даже ассоциированное, пусть даже в отдаленной перспективе) никак не вредит российским оборонным интересам, как и членство в НАТО, это означало бы выход из сферы влияния Москвы. Отпускать братский народ Россия пока не готова. А руководство некоторых европейских государств готово с уважением отнестись к московским "озабоченностям". Особенно с учетом того, что в вопросах, связанных с расширением НАТО, Украину превентивно включают в проамериканскую ось. А Альянс и ЕС - все же две большие разницы, и в последнем к США и сторонникам не всегда благоволят.
Мечтать (не) вредно
Украинские усилия по интеграции в международные структуры и некоторые успехи этих усилий заслуживают уважения. А вот отдельно взятые усилия отдельно взятых политиков порой вызывают некоторое недоумение.
Так сложилось, что в Украине "идти или не идти" - вопрос уже давно не мировоззренческий, а имиджевый. Одни политические силы строят рекламу себя на тезисах "В Европу! В НАТО!", другие - "Руки прочь от нашего нейтралитета!". И за привычкой упражняться в риторике на почве евроатлантической тематики порой забывается то, что за словами еще и могут стоять конкретные действия. Несмотря на то, что по итогам Бухареста президент Украины искренне поздравил и граждан, и себя с победой, у нее слишком ощутимый привкус стратегического поражения - не первого и не последнего.
По-настоящему успешной интеграционной политике во многом мешает, с одной стороны, слишком трепетное отношение к широко разрекламированной многовекторности, с другой - отсутствие не только согласия всего народа, но и общей позиции политикума. Безусловно, поездка лидера оппозиции в Брюссель накануне Бухарестского саммита и громкие слова благодарности по его итогам - приятный бонус для тех противников вступления Украины в НАТО, которые, подобно Ангеле Меркель, мотивировали свою позицию общей неготовностью украинского народа к восприятию такого решения. Но и "разброд и шатания" верхушки государственной власти, когда президент в НАТО идет, а премьер - тоже идет, но с оговорками, плохо кореллирующимися с заявлениями главы государства, наносят куда больший вред и международному имиджу страны, и самому процессу интеграции куда-либо.
Пока Украина упорно пребывает в статусе вечно не определившейся, ожидать положительного результата вступления иди присоединения можно с надеждой, но без особого оптимизма. И проблема не только в том, что "не мы такие - жизнь такая", то есть, на данном этапе степень необходимости НАТО в нашей стране не доказана, степень необходимости ЕС - более чем призрачна. Но и в том, что евроориентированная часть украинского руководства с трудом учится с этим жить.
Оптимизм сам по себе нельзя считать недостатком, но тот излишний оптимизм, который свойственен украинскому президенту, не всегда оправдан. Виктор Ющенко - опора и надежда нации, ее ключ к светлому международному будущему. Но демонстрируемая президентом уверенность в своей исторической миссии порой разбивается о суровость реальности.
Неоднократные заявления в стиле "ну вот почти вступили" могут нивелировать действительные достижения украинской внешней политики. Довольствоваться малым - это не наш метод, но стремление "догнать и перегнать" - не только неоправданно, но и иногда забавно. Кроме ряда объективных факторов, одной из проблем украинских политиков на международной арене является их непреодолимая тяга к громким заявлениям. Не успело вступить в действие соглашение об упрощении визового режима, как Украина начала морально готовиться к отмене виз вовсе. Не ратифицировала еще Верховная рада договор с ВТО, как мы уже одной ногой в зоне свободной торговли… Оптимизм - оптимизмом, но в народной мудрости: "Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь", - тоже есть свой смысл. Да только о нем частенько забывают, и президент - в первых рядах.
Оптимизм сам по себе хорош, но не тогда, когда его избыток ведет страну от одного внешнеполитического разочарования к другому, совершенно не учитывая допущенных буквально вчера грубейших промахов. А причина тому, кроме прочих, - необъективно завышенная планка ожиданий при реальном отсутствии готовности к прыжку на рекорд даже с собственной стороны. И пока в НАТО или ЕС дипломатично осторожничают, предлагая Украине утешительные призы, наша страна готовится в очередной раз побыстрее куда-нибудь вступить. Вот только хоть бы не очень глубоко…