Приднестровье: заграница нам поможет? [ Редагувати ]
В свете последних событий на Кавказе участие России в любых процессах на постсоветском пространстве вызывает повышенный интерес, а иногда и заставляет с опаской смотреть в будущее. Несмотря на это, результатов возобновившихся дискуссий в Молдове относительно Приднестровья все ждут с нетерпением. Зачем Кремль срочно занялся рассмотрением конфликта пятнадцатилетней давности? И почему Украина не оказывает должного внимания событиям, происходящим у ее границ?
Точки на карте
В былые времена было модно каждый год 31 декабря с друзьями ходить в баню. Теперь тенденции другие. Более актуально другое развлечение: каждые полгода признавать новую республику. В феврале Россия активно выступала против признания независимости Косово. Обнаружив, что ничего на Балканах не поделаешь, Кремль решил использовать аналогичный сценарий себе во благо. Операцию по воссоединению "разбежавшихся деток" начали с Кавказа. Насколько удачно? Ну, "первый блин комом", с кем ни бывает, дальше должно пойти легче. В августе худо-бедно управились с Южной Осетией, а заодно и Абхазию "удочерили". В сентябре в очереди на усыновление стоит Приднестровье. Но российский запал попечительства как-то угас.
Вообще-то на постсоветском пространстве осталось две точки с "подвешенным статусом". Нашим восточным соседям интересны обе: и Приднестровье, и Нагорный Карабах. Если переговоры в Приднестровье без России представить сложно, то всего в нескольких сотнях километров на юго-восток старшую сестру просят не вмешиваться. Нагорный Карабах – бомба замедленного действия, подаренная Сталиным и рванувшая при распаде СССР: регион, заселенный армянами, подарили Азербайджану. Для России Армения – своя, еще советская. Москва не скрывает симпатий к Еревану в этом вопросе. А вот Азербайджан – мечтает о НАТО, видит себя в этой структуре и всячески пытается отстаивать свои права, да к тому же еще является членом ГУАМ.
По одной из версий Армения и Карабах - ключевые территории России на Южном Кавказе, преграда пантюркизму. Но все попытки занять активную позицию в карабахском вопросе сводятся на нет Азербайджаном, который всячески стремится не допустить усиления российского влияния. То ли восточная мудрость, то ли хладнокровный расчет, то ли нежелание ввязываться в политическую игру большого государства, но что-то удерживает азербайджанские власти от привлечения Москвы к решению проблем с Карабахом. Да и сами жители региона – армяне – предпочитают держаться особняком, все-таки это не россияне Приднестровья, которые поддерживают свою "большую" родину. Таким образом Карабах – один из последних нескладывающихся паззлов у границ российской державы. Если России удалось бы решить дипломатическим путем это южнокавказскую задачку, пошатнувшееся в результате "маленькой победоносной войны" "миротворческое реноме" страны было бы восстановлено.
У Карабаха и Приднестровья есть одна общая проблема, которая особенно затрагивает экономику, - неопределенность статуса. При нынешнем положении дел, например, ни о каких иностранных инвестициях не может быть и речи до международного решения по данным регионам. Карабах пока не до конца определился, с кем он хочет быть. Если раньше в списке приоритетов на первом месте стояла независимость от Азербайджана и воссоединение с Арменией, то теперь все больше людей склоняются к провозглашению независимости вообще от всех. Де-юре регион входит в состав Азербайджана. Де-факто – является "непризнанным государственным объединением" - Нагорно-Карабахской Республикой. Позиция РФ озвучена Сергеем Лавровым: "Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не создает прецедента для Приднестровья и Нагорного Карабаха". Значит, маленькие республики - лишь пешки в большой политической игре?
На берегах Днестра
Приднестровье (официально – Приднестровская Молдавская Республика) – государство с полумиллионным населением, самостоятельной экономикой, сложившейся политико-социальной системой. Хотя государство – сказано слишком громко: республику официально никто не признал. Тем не менее, самостоятельно функционировать ПМР научилась уже давно. Не получается пока только с соседями разобраться – с Молдовой, в состав которой ПМР формально входит и до сегодня. У непризнанного государственного образования, как именуют ПМР в административном делении Молдовы, появился шанс выяснить свою судьбу и права, на которых ему предстоит жить дальше. До конца сентября должна состояться встреча президента России Дмитрия Медведева с главой Молдовы Владимиром Ворониным и лидером Приднестровья Игорем Смирновым, на которой планируется поставить точку в конфликте.
Неужели два берега одной реки настолько разные? Исторические предпосылки к этому есть. Именно эта естественная граница разделяет цивилизации: левый берег – славянский, а вот правый – уже романо-германский. Отсюда и соответствующие направления притяжения: Молдовы к Румынии, Приднестровья – к России.
В феврале 2008 года Приднестровье просило ООН признать независимость республики вслед за Косово. Теперь поддержки России после таких заявлений ждать не приходится. Тем не менее, трехсторонние переговоры между Молдовой, Приднестровьем и Россией относительно статуса ПМР возобновлены с необычайно высокой активностью. Результат не заставит себя долго ждать? Или у России свои цели, которые оказалось удобно достичь с помощью мелких игроков?
Почему Кремль вдруг вспомнил и столь активизировал переговорный процесс с Молдовой и Приднестровьем – объяснить достаточно просто. После фактической военной аннексии Южной Осетии и Абхазии урегулирование похожего конфликта в Приднестровье мирным путем – прекрасный способ продемонстрировать умение решать вопросы не только методом кнута, но и пряника. России нужен красивый пример в доказательство собственной состоятельности как арбитра в решении региональных проблем.
Есть план!
В 2003 году известный "план Козака" - российского вице-премьера Дмитрия Козака - предусматривал объединения Приднестровья и Молдовы в конфедерацию с правом Приднестровья самоопределиться в том случае, если Молдова решит присоединиться к Румынии. Подписание нужных договоренностей сорвалось в последний момент, когда Запад не принял одно из условий – постоянное присутствие российских миротворцев на молдавской территории до 2020 года. Что нового предлагает Москва сегодня? На первый взгляд - все то же. Но главным стремлением России является не допустить вступление Молдовы в НАТО и сохранить в стране свою воинскую группировку. Империя укрепляет границы?
В 2005 был обнародован план Ющенко относительно Приднестровья. Помимо демократических преобразований там было и "предложение трансформации формата миротворческой деятельности в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ". Иными словами - замена российских миротворцев кем-то не столь заинтересованным. Устраивал он практически всех, но в жизнь воплощен так и не был.
В приднестровском вопросе кроме Молдовы и России участвуют и другие государства. Инициативы Украины уже упоминались, отдельного внимания заслуживает западная соседка Молдовы - Румыния. Отношения Румынии с Молдовой – мини-иллюстрация взаимных реверансов России с Украиной. Румыны считают Молдову частью большой державы и всяческими пряниками заманивают к себе под крыло. У России методы не столь педагогически выверенные, но общий характер схож.
Если Молдову таки захотят присоединить к Румынии, то "принуждать к миру" придется уже страну-члена ЕС и НАТО, а это – отношения несколько иного уровня. Пятнадцать лет назад желание объединить две страны – Румынию и Молдову – вылилось в вооруженный конфликт.
Украина свою сегодняшнюю позицию по приднестровскому вопросу так и не сформировала. "Нунсовцы" считают, что возобновление переговоров ни к чему не приведет, ведь Приднестровье хочет независимость. "Коммунисты" считают, что с помощью России стороны мирно придут к компромиссу. Спокойствие вдоль собственных границ должно быть первоочередной задачей Украины. Но пока что между Киевом и Бендерами нету даже транспортного соглашения, упрощающего путь из Молдовы в Украину. Вот и вынуждены молдаване, желающие навестить родственников в Украине, добираться окольными путями – через Одессу. Потому что приднестровцы пускают через свою территорию только поезда российского формирования, мол, наша территория, что хотим – то и делаем.
Включить Приднестровье в состав Молдовы силой никто не может, да уже никто особо и не хочет. Простые граждане высказывают мнение, что проще уступить Приднестровье в обмен на покой. В обеих странах за 15 лет сформированы свои собственные элиты, которые зачастую представляют абсолютно противоположные интересы. Политико-социальные системы регионов тоже абсолютно самостоятельны. В законсервированном виде конфликт продержался бы еще долго, разве что приближающиеся парламентские выборы 2009 года могли спровоцировать определенные волнения. Но в свете последних тенденций Россия решила вскрыть все нарывы в зоне своего влияния.
В случае мирного протекания переговоров в ключе, навязанном Россией, она восстанавливает свой авторитет в глазах Запада; получает легальную возможность размещать свой военный контингент в непосредственной близости к границам НАТО; создает своеобразный западный форпост своего влияния. Все это надо успеть до декабря - именно в это время планируется встреча стран-членов альянса. Получится ли это - узнаем уже очень скоро.
Украину в который раз ограничивается ролью наблюдателя и участника переговоров, не имеющего реального влияния на выработку и принятие стратегических решений. Из-за усиленного внимания к внутренним проблемам не стоит полностью закрывать глаза на вопросы внешние.
Главные объекты конфликта - Молдовы и Приднестровье - подошли к ответственному решению узаконить свои отношения. Но что это будет - брак по расчету или громкий развод с битьем тарелок - зависит не от них. К счастью или к сожалению?