Азиатские авто штурмуют Старый Свет [ Редагувати ]
Агрессивная рыночная политика азиатских автомобилестроителей становится настоящей головной болью для их конкурентов не только в Соединенных Штатах, но и в Европе. Японская фирма Toyota недавно поднялась на третье место в списке американских автогигантов, оттеснив на этом рынке Chrysler, до этого считавшийся "вечно третьим" - после General Motors и Ford Motor. Это событие стало настоящим потрясением для многих аналитиков.
В то же время в Европе на долю азиатских компаний приходится в общей сложности 17% автомобильного рынка. Особенно впечатляет в Старом Свете успех корейской Hyundai. В 2002 году эта фирма сумела добиться 11-процентного роста - и это в то время, когда в целом оборот в этой сфере сократился на 3%.
Toyota, между тем, надеется к 2010 году поднять свои продажи в Европе на 50%. "Это впечатляющая цифра. Мы пока не знаем, как именно мы этого добьемся, но (к тому времени) мы надеемся продавать около 1,2 миллиона своих машин в год по сравнению с нынешними 800 тысячами", - говорит Тадаси Арасима, директор Toyota Motor Marketing Europe.
Судя по всему, столь популярными азиатские автомобили становятся благодаря своей начинке. Хороший пример в этом смысле - корейская Kia Sorrento. Европейские журналисты признали ее лучшим полноприводным автомобилем, а потребители проголосовали за нее кошельком: в Европе это самый продающийся "паркетный джип" (SUV). Уже базовая начинка этой машины заметно отличается от конкурирующих моделей. Здесь и круз-контроль, и кожаная обшивка, и кондиционер, и люк, и CD-плеер - и все это за 30 тысяч евро.
Неудивительно поэтому, что западные производители нервничают. Взять, к примеру, BMW X3, новый SUV из Баварии. Хотя его двигатель чуть больше, чем у Sorrento (3 литра), начинка интерьера у него практически та же самая. При этом стоит X3 на треть больше корейского конкурента.
На вопрос о том, как они умудряются напичкать так много в такую недорогую машину, в фирме Kia отвечают: это чистая экономика. "Мы молодая компания, нам всего пять лет, у нас нет дорогостоящего багажа, который отягощает Volkswagen и ему подобных - со всеми их пенсиями и премиями", - объясняет Жан-Шарль Льевен, вице-президент Kia Motors Europe.
Можно взять для сравнения другую модель - Hyundai Getz. Этот автомобиль - один из самых маленьких на рынке - и один из самых дешевых. За 8,5 тысячи евро вы получаете двигатель объемом в 1,6 литра, электропривод на передние стекла, гидроусилитель руля, антиблокировочную систему тормозов, две боковые подушки безопасности и, конечно, CD-плеер.
Ближайший конкурент этой машины, Volkswagen Polo, обойдется вам уже 15 тысяч евро, а по количеству приятных и полезных для потребителя деталей он заметно уступает корейскому аналогу. А уж CD-плеер доступен у этого автомобиля только в составе дополнительного пакета, который стоит еще 2,5 тысячи евро.
Подобные провалы, допускаемые нынешними гигантами, вполне оправдывают надежды азиатов на то, что со временем они будут завоевывать все большую долю западного авторынка. "В Европе мы намерены удвоить объем наших продаж уже к 2005 году, - говорит Вернер Фрай, вице-президент Hyundai Motor Europe. - Мы хотим довести его с нынешних 250 тысяч до 500 тысяч автомобилей". А это около 15% всего перспективного европейского рынка к середине этого десятилетия.
Но, как показывает практика, корейцы в состоянии побороться и за место в верхнем ценовом ряду. Kia Oprius - машина представительского класса, однако ее цена - 36 тысяч евро - не отпугивает не слишком пока разбогатевшего покупателя. Но теперь Kia нацелилась на тот сегмент, который занимает сейчас Mercedes класса "Е". Взгляните на стартовую цену этой немецкой линейки - 57 тысяч евро - и вы поймете, почему автодилеры все более пристально приглядываются к корейцам.
Однако, честно говоря, азиатские автомобили нельзя назвать завоевателями Запада. На самом деле, подозревают эксперты, пройдет еще лет 25 до того момента, когда они смогут занять хотя бы 30% европейского рынка. Есть ведь еще вопрос качества.
Интерьер европейских машин - таких как BMW X5 или X3 - заметно превосходит все, что делается в Азии. А кроме того, наступая в Европе и Америке, азиаты и сами подвергаются атаке, но уже у себя дома. Крупные западные производители - такие как General Motors или Ford - организуют целую сеть своих магазинов всюду - от Китая до Индии.