Что такое мобильный офис [ Редагувати ]
Мобильный офис... Что означает это загадочное словосочетание? Для кого-то - всего лишь название инфракрасного модема для телефона Ericsson1; кто-то представит себе топ-менеджера или консультанта с ноутбуком и спутниковым телефоном, сидящего в BMW, до отказа укомплектованной дорогой электроникой. У некоторых в сознании возникает образ человека, несущего на себе множество всяких гаджетов во главе с КПК. И каждый будет по-своему прав, ведь с "железной" (суть практической) точки зрения четкого определения мобильного офиса быть не может. Мы же попробуем сформулировать теоретическое определение. Итак: мобильный офис - совокупность программно-технических средств, позволяющая человеку в любом месте и в любое время находиться в информационной среде.
Здорово, да? Почти как в диссертации. Но, во-первых, неясно, какому именно человеку и зачем постоянно находиться в этой самой среде, что это за "среда" такая, и какие конкретно программно-технические средства понадобятся. На эти вопросы мы и постараемся ответить в нынешнем "Советнике". Начнем, как всегда с традиционного вопроса.
Кому это нужно?
Конечно же, мобильный офис необходим далеко не каждому. На диком и загнивающем Западе, кстати, информационная среда гораздо глубже вошла в привычную, бытовую жизнь граждан, тогда как у нас в стране все только начинается. Времена, когда информационная среда станет неотъемлемой частью быта каждого жителя планеты, безусловно, наступят, но пока до этого счастья еще жить и жить. Заметьте, нормальной (имеется в виду качественной и относительно недорогой) сотовой связью мы облагодетельствованы совсем недавно, а услуга выхода в Интернет по протоколу GPRS до сих пор остается в разряде "не для всех". Точки доступа по беспроводному протоколу Wi-Fi даже в столице - большая редкость, не говоря о периферии. Да что Wi-Fi! В некоторых районах Москвы по-прежнему остро стоит проблема качественной связи по модему. Интернет-магазины хоть и приобретают популярность, все равно менталитет российского покупателя, как правило, срабатывает стандартно: пойти в магазин, побеседовать с продавцом, пощупать руками и лишь потом купить. Но все же ростки новой реальности, той, где информационные технологии действительно помогают человеку и существенно упрощают жизнь, постепенно пробиваются наружу.
Среди большинства "пользователей домашних, среднестатистических" бытует мнение (кстати, совершенно неверное): мол, мобильный офис нужен "серьезным людям", работающим в сфере продаж и так или иначе связанным с информационными технологиями. Поверьте, это не так - область применения мобильного офиса гораздо шире. Сегодня возможность быть "на связи", "в струе", "в курсе событий" (назовите как угодно) привлекает людей самых разных социальных слоев - от студента до руководителя корпорации. Скажем так: мобильный офис может пригодиться всем, кому хочется получать и обрабатывать информацию, не будучи привязанным к определенной точке пространства (дом, офис и пр.). Заметьте, я не сказал "необходимо получать" - если в оперативном получении информации нет острой нужды, но есть желание - почему бы нет? В конце концов, удовлетворение собственных желаний тоже является аргументом "за", а жизнь не должна состоять из одних необходимостей.
Какие задачи должен и может решать мобильный офис
Хорошо, когда на заданный вопрос можно дать однозначный исчерпывающий ответ. Увы, в данном случае не получится - слишком большой круг задач можно очертить и слишком разные задачи у тех, кто может преимуществами мобильного офиса воспользоваться. Для начала разделим эти задачи на глобальные (общие для всех) и локальные - те, что можно решать в данном конкретном случае.
Главная задача любого мобильного офиса - предоставить его владельцу постоянный и полноценный доступ к информационным ресурсам глобальной Сети (это включает и оперативный поиск, и получение необходимой информации, и возможность постоянно быть "на связи"). Ключевое слово здесь - "постоянной", то есть теоретически связь не должна зависеть от зоны покрытия мобильного оператора, возможных проблем у провайдера и пр. - способы получения информации должны дублироваться и перекрывать друг друга. Понимаю, заявление смелое, но это именно тот идеал, к которому нужно стремиться. На всякий случай сделаем оговорку: пусть это будет справедливо лишь для крупных и средних информационных центров, где есть операторы сотовой связи или хотя бы обычная телефонная линия. Если дать волю фантазии, теоретически связь обеспечить можно в любой точке земного шарика - хоть на берегу таежной реки: приобрел спутниковый телефон и о зоне покрытия можно не вспоминать. Правда, в этом случае получение электронной почты выльется в кругленькую сумму, ведь связь через спутник пока еще роскошь. Посему этот научно-фантастический экскурс будет последним - в дальнейшем постараемся оставаться на земле.
Все остальные задачи - локальные. Кому-то необходима возможность редактирования документов или работа с электронными таблицами, кто-то хочет принимать электронную почту или общаться по ICQ вне дома или офиса. Некоторым может приспичить по пути со службы заказать в Интернет-магазине пиццу или букет цветов супруге, приурочив приезд курьера к своему появлению дома (правда, заманчиво?). Заблудившись в незнакомом городе, можно легко выйти из положения с помощью системы глобального позиционирования GPS, а если вы точно знаете, где находитесь, - оплатить коммунальные счета посредством одной из платежных систем или сделать ставку на Интернет-аукционе. Со своей стороны могу добавить: современный журналист без мобильного офиса как без рук. Записать пришедшую в голову удачную мысль, внести правку в материал, отправить (уже исправленный) по электронной почте, записать интервью и поработать над ним по дороге в офис... Различные варианты локальных задач - от обыденных до действительно нетривиальных, можно перечислять еще долго, ибо их список, как и процесс совершенствования, бесконечен.
Блеск и нищета стандартов
GPRS (General Packet Radio Service) - протокол передачи данных в сетях сотовой связи, который использует паузы, возникающие во время передачи голосовой информации. Поскольку мобильный телефон может поддерживают несколько каналов одновременно (до двух каналов на отправку данных и четырех на прием), скорость передачи данных резко возрастает (теоретически до 57,6 Кбит/с) по сравнению с протоколом GSM (9,6 Кбит/с). Конечно, реальная скорость соединения всегда будет несколько меньше, поскольку она определяется общей загруженностью сети, удаленностью от ближайшей соты и некоторыми другими параметрами. Главное преимущество протокола GPRS - возможность постоянного соединения, так как абонент оплачивает только объем принятого/переданного трафика, независимо от длительности сеанса связи.
Bluetooth - радиоинтерфейс малой мощности, предназначенный для замены существующих кабельных соединений персональной офисной и бытовой техники с широким спектром устройств, таких как КПК и мобильные телефоны, различная периферия, датчики сигнализации и телеметрии и т. п. Устройства, использующие стандарт Bluetooth, функционируют в диапазоне 2,4 ГГц ISM (Industrial, Scientific, Medical - промышленный, научный и медицинский диапазон) и способны передавать данные на расстояние до 10 метров в асимметричном режиме со скоростью до 721 Кбит/с в одном направлении и 57,6 Кбит/с - в другом, либо в симметричном режиме (432 Кбит/с в обе стороны). Такие показатели достигаются при использовании мощности передачи 1 мВт и механизме переключения частоты, предотвращающем интерференцию. Если принимающее устройство определяет, что расстояние до передающего менее 10 м, оно автоматически изменяет мощность передачи до уровня, необходимого при данном расположении устройств. Устройство переключается в режим экономии энергии, когда объем передаваемых данных становится мал или передача прекращается.
Интерфейс Bluetooth разработан в 1998 году консорциумом ведущих производителей телекоммуникационного оборудования. Поначалу в консорциум входили компании Ericsson, IBM, Intel, Nokia и Toshiba. Позже к ним присоединилась Motorola, а в настоящее время работы по стандартизации и внедрению интерфейса ведутся специальной Bluetooth Special Interest Group, в состав которой входят также Lucent и Microsoft. На сегодняшний день в мире выпускается широкий ассортимент устройств с этим интерфейсом, в частности сотовые телефоны и handsfree-гарнитуры, КПК, MP3-плейеры, ноутбуки, адаптеры для ПК, модемы, принтеры и даже бытовая техника. По прогнозам аналитиков, к 2005 году около 80% сотовых телефонов и 50% карманных компьютеров будут оснащены модулями Bluetooth.
Устройства, работающие в стандарте Bluetooth, способны соединяться друг с другом, формируя пикосети, в каждую из которых может входить до 256 устройств. При этом одно из них - ведущее (Master), семь - ведомые (Slave), а остальные находятся в дежурном режиме. Пикосети могут перекрываться, а к ресурсам ведомых устройств может быть организован доступ.
Помимо технических разработок и стандартизации, в задачи упомянутого консорциума входило решение проблемы максимального снижения стоимости внедрения нового интерфейса. По первоначальным расчетам цена интерфейсного модуля не должна была превышать 20 долларов для узла и 5 долларов для присоединяемого устройства, хотя в реальности, конечно, все обстоит несколько иначе.
Wi-Fi (IEEE 802.11b) - один из стандартов беспроводной связи (изначально он задумывался как альтернатива проводному Ethernet). Строго говоря, 802.11 обозначает целое семейство стандартов, но на сегодняшний день технически реализованы только три - 802.11a, 802.11b и 802.11g. Последние два чаще всего и называют Wi-Fi.
Для передачи данных стандарт 802.11b использует частоту 2,4 ГГц; максимальная скорость, достигаемая с помощью этого протокола, - 11 Мбит/с. Сегодня сетевые карты, поддерживающие этот стандарт, а также модули для КПК и точки доступа по цене доступны большинству пользователей. Наличие модулей Wi-Fi дает пользователю возможность подключиться к точке доступа (например, к офисной, домашней или публичной сети), а также поддерживать соединение нескольких компьютеров между собой, позволяя обмениваться файлами. Несомненные плюсы Wi-Fi - отсутствие проводов, высокая скорость, легкость использования, надежность, приемлемая цена - делают этот стандарт весьма привлекательным.
На сегодняшний день точки доступа (пока бесплатные) с возможностью выхода в Интернет можно найти в некоторых гостиницах, аэропортах, а за рубежом наличие точки доступа в общественных местах уже никого не удивляет.