Как заработать украинскому оператору мобильной связи? [ Редагувати ]
В последнее время операторы сотовой связи США и Западной Европы в условиях насыщения рынка не ожидают существенного роста абонентской базы. А потому уделяют все больше внимания поиску новых источников повышения прибыльности бизнеса. Одним из таких источников, - пожалуй, наиболее прибыльным на сегодняшний день, - стали дополнительные платные сервисы мобильной связи (информационные, игровые, развлекательные и пр.), рассчитанные на молодых потребителей. Например, в 2003 году, по данным W2Forum, на мобильные развлечения молодежь потратила 13,4 миллиарда евро, а к 2006-му, по прогнозам аналитиков, объем этого рынка увеличится до 20 миллиардов в год.
В Европе наиболее популярными среди платных сервисов мобильной связи являются услуги на основе SMS. Их можно условно разделить на средства персонализации (рингтоны, логотипы), сервисы общения (чаты, знакомства), информационные услуги (погода, курсы валют, справки и пр.) и развлекательные услуги (так называемые time-killing, например, игры). По оценкам компании Jupiter MMXI, к 2006 году только на мобильный контент потребители будут тратить 3,3 миллиарда евро. А услуги на основе SMS в 2006-м будут составлять 85% расходов молодежи на дополнительные сервисы мобильной связи.
При этом дополнительные услуги позволяют зарабатывать не только операторам, но и независимым контент-провайдерам, использующим их сети для предоставления собственных услуг. Впрочем, в Украине развитием дополнительных услуг занимались исключительно операторы сотовых сетей, которые были сконцентрированы, в основном, на информационных услугах. Действительно, на быстрорастущем рынке с большим потенциалом новых абонентов у отечественных операторов сотовой связи не было такого стимула искать дополнительные источники дохода, как у их западных коллег.
Вместе с тем на сегодняшний день большая часть абонентов мобильных операторов в Украине - пользователи prepaid-услуг. В этом сегменте рынка сосредоточены самые большие возможности роста, но и самые молодые и нелояльные к трате денег абоненты. И развитие prepaid-услуги у оператора гарантированно приводит не только к увеличению абонентской базы, но и к падению ARPU (среднего дохода оператора с одного пользователя), о чем свидетельствует мировая статистика. Поэтому "вытягивание" из них денег становится одной из главных задач операторов мобильной связи, это заставляет изобретать новые услуги, программы увеличения лояльности, лотереи и пр. Что предоставляет возможности и для развития бизнеса сторонних компаний. Компания "NMI-Нью Миллениум Инвестмент" (торговая марка JUMP) одной из первых решила использовать сложившуюся рыночную ситуацию и стала независимым контент-провайдером в Украине. Она занялась технологической разработкой и поддержкой дополнительных сервисов, производством контента (содержания), а также продвижением дополнительных услуг. "Еще недавно операторы сами занимались разработкой и внедрением дополнительных услуг мобильной связи, - говорит директор компании "NMI-Нью Миллениум Инвестмент" Игорь Шрайбман. - Это были в основном простые голосовые справочно-информационные услуги. О других, например, неголосовых, услугах, речь вообще не шла, ведь технологическая разработка и поддержка дополнительных сервисов, производство контента, а также продвижение требуют дополнительных инвестиций. Операторы во всем мире осознали, что этот груз можно переложить на плечи контент-провайдеров и получать доход от дополнительных сервисов, ничего не вкладывая. Теперь к этому пришли и в Украине". JUMP работает на собственной технологической платформе, позволяющей оперативно менять содержание, что дает возможность использовать дополнительные услуги мобильной связи не только для генерации трафика, но и как маркетинговый и рекламный канал, обеспечивающий интерактивность, непосредственное взаимодействие с потребителем. В настоящее время "NMI-Нью Миллениум Инвестмент" предоставляет услуги в сети "Киевстар Дж.Эс.Эм." и готовится к включению JUMP-платформы в сеть UMC.
Выгода операторов очевидна - это увеличение трафика (например, в первые 2 недели после запуска в коммерческую эксплуатацию СМС-чата "Jump2chat" в нем зарегистрировалось более 10 тысяч уникальных пользователей, отославших несколько сотен тысяч SMS) и плата контент-провайдера за предоставленные каналы. Контент-провайдер получает деньги собственно за продажу контента. Например, JUMP во всех услугах использует премиум-тарифы, то есть стоимость SMS в чате или эфирного времени в голосовых сервисах выше, чем стоимость обычных SMS или минуты разговора. Правда, продвижением и разработкой своих продуктов компания занимается самостоятельно. При этом около 20% всех инвестиций составляют расходы на продвижение и рекламу, 50% - вложения в техническую часть и 30% - расходы на создание самого контента. По данным компании, общая сумма инвестиций составила порядка 500 тысяч долларов США, возврат инвестиций ожидается в течение первого года работы.
Отвечая на вопрос о готовности рынка к появлению таких услуг, Игорь Шрайбман сказал: "Сам по себе рынок никогда не будет готов. Мы полностью осознаем, что предлагаем потребителям не товары первой необходимости, поэтому никаких иллюзий у нас нет. Но примечательно то, что пользователи с готовностью откликнулись на наше предложение. А основной проблемой оказалась низкая культура пользователей. Например, при запуске Jump2chat - при том, что продукт мы разрабатывали сами и формат команд был очень простой (для регистрации нужно было отправить одно SMS с указанием имени, пола и возраста) - в первые дни до 50% от общей массы были SMS с неверной командой регистрации!". По словам Игоря Шрайбмана, через 2 месяца после запуска Jump2chat российские компании привезли в Украину собственные SMS-продукты, однако они не были приняты пользователями из-за еще более сложной системы команд. Это доказало, что каждый отдельный сервис необходимо разрабатывать конкретно для украинского рынка с учетом всех его особенностей. "В дополнительных сервисах должны быть учитены все особенности украинского рынка непосредственно "под украинского потребителя". Опыт доказал, что "коробочные" продукты в Украине не работают", - комментирует Игорь Шрайбман.
В целом первый опыт компании можно назвать успешным. Украинское законодательство и рынок мобильной связи позволяют активно развивать не только дополнительные SMS-сервисы, но и голосовые услуги. Вслед за SMS-сервисами JUMP представила украинским абонентам услуги доставки на любой номер телефона песни или шутки, голосовых знакомств и эротического портала. Интересно: при том, что украинцы ограничивают себя в пользовании мобильной связью, цена SMS или минуты эфирного времени - не решающий фактор популярности сервиса. Так, эротический портал - самая дорогая из всех услуг компании, но ее популярность - такая же, как и у голосовых знакомств с тарифом в 3,5 раза ниже. Примечательно, что в Европе дополнительные голосовые сервисы не получили достаточного распространения в связи с тем, что по европейскому закону о коммуникациях запрещено использование премиум-тарифов для голосовых услуг. То есть, нет поля деятельности для контент-провайдеров. Украину и Россию фактически можно считать идеальным рынком как для голосового, так и для СМС-контента.