100 лет со дня рождения Евгения Петрова [ Редагувати ]
В воскресенье, 14 декабря, исполняется 100 лет со дня рождения писателя-сатирика Евгения Петрова.
"Дилижанс уже стоял на дороге... Маленький Павлик, одетый по случаю путешествия в новый голубой фартучек, в туго накрахмаленной пикейной шляпке, похожей на формочку для желе, стоял в предусмотрительном отдалении от лошадей, глубокомысленно изучая все подробности их упряжи". (В. Катаев. "Белеет парус одинокий").
Павлик, о котором говорится в отрывке, - это младший брат Валентина Катаева, Женя, который под псевдонимом "Евгений Петров" стал вместе с Ильей Ильфом автором двух знаменитейших романов конца 20-х годов: "12 стульев" и "Золотой теленок".
Кстати, тему 12-ти стульев подарил начинающим авторам все тот же Валентин Катаев, уже ставший к тому времени маститым писателем.
Общего между Ильфом и Петровым было, пожалуй, только одно: они оба, независимо друг от друга, приехали в 1923 году в Москву из Одессы и поступили работать в газету "Гудок", где сотрудничал еще один начинающий литератор, приехавший, правда, из Киева - Михаил Булгаков.
Не родственники
Как писали Ильф и Петров впоследствии в своей юмористической автобиографии, "мы даже не родственники... И даже различных национальностей: в то время как один русский (загадочная славянская душа), другой - еврей (загадочная еврейская душа)". Ильф происходил из бедной еврейской семьи, Петров был сыном респектабельного гимназического преподавателя.
Что касается разницы характеров, то вот что вспоминает Илья Эренбург: "Они не походили друг на друга. Илья Арнольдович был застенчивым, молчаливым... скорее, печальным... А Петров любил уют; он легко сходился с разными людьми; на собраниях выступал за себя и за Ильфа... Он был, кажется, самым оптимистическим человеком из всех, кого я в жизни встретил: ему очень хотелось, чтобы все было лучше, чем на самом деле".
Даже внешне они были совершенно разными: слабый, чахоточный Ильф и молодой (он был на семь лет моложе), красивый, полный сил и здоровья Петров. И тем не менее произошло чудо: из слияния двух ничем не похожих личностей родился единый писатель: Ильф-и-Петров.
Судьба, сделавшая Женю Катаева в образе Павлика вечным младшим братом, сделала писателя Евгения Петрова вечным младшим соавтором. Если Ильф все-таки существует отдельно, как автор "Записных книжек", например, то Петрова как такового практически нет.
Нелепая смерть
После смерти Ильфа (он умер от туберкулеза в 1937 году) Петров перестал писать рассказы и фельетоны и стал главным образом очеркистом. Однако юмор остался и нашел выход в кино - по его сценариям снято три всенародно любимых фильма: "Музыкальная история", "Антон Иванович сердится" и "Воздушный извозчик".
В тяжелое предвоенное время Петров вдруг пошел в гору: он получил, в числе группы писателей, орден Ленина, вступил в партию, стал редактором журнала "Огонек"... Но люди, работавшие с ним в то время, вспоминают о нем очень тепло: став начальником, он не перестал быть человеком.
С первых дней войны Евгений Петров стал военным корреспондентом "Правды" и "Информбюро". 2 июля 1942 года, немногим не дожив до 40, он нелепо и случайно погиб.
Вот как писал о смерти "Павлика" его старший брат, Валентин Катаев: "Самолет, на котором он летел из осажденного Севастополя, уходя от "мессершмидтов", врезался в курган где-то посреди бескрайней донской степи, и он навсегда остался лежать в этой сухой, чуждой ему земле".
Народные поговорки
Самое лучшее, что может случиться с поэтом, - это то, что его имя забудут, потому что он стал народным: стихи его разошлись пословицами и поговорками.
В России это произошло, пожалуй, только с двумя поэтами - Крыловым и Грибоедовым и с одним прозаиком: Ильфом- и- Петровым. Никто не помнит, что бесчисленное множество фраз, фразочек и присловий, которые слышатся в России на каждом шагу, взяты из "12-ти стульев" и "Золотого теленка".
Например: "Командовать парадом буду я", "Сермяжная правда", "Пешеходов надо любить", "Мы гимназиев не кончали", "Рога и копыта", "Людоедка Эллочка", "В лучших домах Филадельфии", "И ты, Брут, продался ответственным работникам".
И, наверное, мало кто, проходя мимо московского кафе "Нью-Васюки", вспоминает, что так Остап Бендер собирался переименовать Москву.
Так что, какими бы печальными ни были судьбы двух людей, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, судьба писателя Ильфа-и-Петрова оказалась на редкость счастливой. Если их книги и устареют вместе с действительностью, которая в них описана, то фразы, вошедшие в язык, останутся в нем навсегда. Как у Крылова и Грибоедова.