Игорь Литовченко: "В будущем люди будут выбирать ту компанию, которой они доверяют" [ Редагувати ]
Накануне новогодних праздников каждый человек так или иначе оценивает прошедший год и строит светлые планы на будущее. Принято это делать и в организациях. В особенности, если компания - один из лидеров рынка, каковым в сфере телекоммуникаций уже несколько лет является "Киевстар". Для компании этот год был чрезвычайно событийно насыщенным. О достижениях компании, людях и ближайших перспективах корреспонденту "Подробностей" рассказал президент "Киевстар Дж.Эс.Эм." Игорь Литовченко.
- Не так давно Вашей компании исполнилось шесть лет. За это время компания достигла значительных результатов. На что делает ставку ваша компания?
- В основе успеха нашей компании несколько ключевых факторов. Это, и профессиональная работа коллектива и топ-менеджеров, и согласованные решения акционеров. Наш успех был бы невозможен без серьезных инвестиций. Ну и, конечно, эффективная и прозрачная маркетинговая политика. Эти факторы помогли нам всего лишь за 6 лет стать безусловным лидером на отечественном рынке мобильной связи. Сейчас компания обслуживает почти 3000000 абонентов, мы обеспечиваем гарантированную связь в более чем 900 городах и поселках городского типа, в том числе во всех областных центрах, а также в 10000 сел и на всех основных трассах национального и регионального значения. В целом, площадь покрытия составляет свыше 70% территории Украины, на которой проживает более 80% ее населения. Что касается международного роуминга, то абоненты компании могут пользоваться им в 110 странах мира.
- Ваша компания и лично Вы довольно часто получаете награды, отражающие ваши лидерские позиции на рынке. Каково Ваше отношение к ним?
- Я отношусь к различного рода наградам довольно спокойно. Причем иногда даже и не знаю о предстоящем награждении. Бывает, например, так, что награду приносят к нам в офис и говорят: "Вот вас наградили", а я даже и не знал, что мы номинировались в этом конкурсе... Это конечно, всегда приятно, но мы работаем вовсе не ради того, чтобы кто-то нас отметил или похвалил. Для меня лично куда важнее объективные показатели - доверие абонентов, которое они выражают, подключаясь к нам, а также наших партнеров и международных организаций. Например, недавно был повышен биржевой рейтинг наших корпоративных еврооблигаций. И такая награда для меня существенней, чем десять кубков и статуэток.
С другой стороны, когда "Киевстар" попадает в какой-либо рейтинг, наши клиенты понимают, что пользуются услугами прозрачной компании. Я считаю, что это играет свою роль в формировании положительного имиджа. В будущем ведущие операторы будут иметь одинаковое покрытие территории, предоставлять одинаковые услуги. И люди будут выбирать ту компанию, которой они доверяют.
Хочется отметить, что признание серьезных достижений компании "Киевстар Дж.Эс.Эм." является, прежде всего, высокой оценкой не сколько моих личных усилий, сколько всей нашей команды.
- Какое у вас соотношение контрактных абонентов и пользователей prepaid-услуг? И на каких абонентов больше ориентируется компания?
- "Киевстар" ориентируется на всех своих абонентов. Хотя наша услуга предоплаченной мобильной связи Ace&Base действительно является самой популярной на рынке, и в общей абонентской базе ее пользователи занимают большую часть. Соотношение между пользователями prepaid-услуг и контрактными абонентами в компании составляет 80 к 20. И в условиях нашего рынка такое соотношение, скорее всего, будет сохраняться, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Переход prepaid-абонентов в статус контрактников зависит не только от усилий оператора, но и от внешних факторов, начиная от роста экономики, ВВП, среднего дохода граждан и заканчивая законодательной базой. Например, в проекте бюджета на этот год записана норма, согласно которой юридические лица смогут относить на себестоимость только 50% затрат на связь, а не 100%, как ранее, что наверняка повлечет за собой резкое ограничение телефонные разговоры за счёт организаций. Естественно, те, кому запретят пользоваться служебным мобильным телефоном, будут покупать себе prepaid, потому что он достаточно дешевый. К тому же, даже в странах с развитой экономикой пользователей предоплаченных услуг мобильной связи все равно больше, чем контрактников.
- Насколько реально востребованы дополнительные сервисы мобильной связи, которые так активно внедряют компании?
- Сейчас "Киевстар" предоставляет ряд дополнительных сервисов: начиная от мобильного Интернет и SMS, и заканчивая услугами высокоскоростной передачи данных GPRS. Правда, многое из этого практически не востребовано. Но вспомните историю развития мобильной связи. Все начиналось с передачи голоса, потом появились SMS. После этого к дополнительным услугам добавились мультимедийные сообщения - разнообразные музыкальные и анимационные открытки. А ментальность людей меняется медленнее, и потребность в большинстве случаев заключается в простом общении. Просто люди так привыкли. Между стартом услуг SMS и их востребованностью в Украине прошло около 5 лет. В то же время отказаться от их запуска в 1998 году только на основании того, что сходу их не воспримут, было бы глупо и неправильно.
- Хотелось бы узнать о ваших прогнозах на 2004 год.
- Давать прогнозы - дело не совсем благодарное, потому что развитие событий в нашей стране зависит от совпадения множества факторов, но попробовать можно. Во-первых, я ожидаю бурного роста количества абонентов при сохранении бесплатных входящих. В этом вопросе все в руках Госкомсвязи. Во-вторых, появления наконец-то третьего национального оператора. Хотя без иностранного партнера третьему сложно будет начинать. Мало кто из украинских инвесторов сможет спокойно выделить на развитие сети 300-400 миллионов долларов на длительный срок. Вроде бы турецкий Turkcell снова начал интересоваться украинским рынком мобильной связи. Посмотрим, чем это закончится.
Кроме этого, я ожидаю ускорение темпов развития самой компании. Потому что, на мой взгляд, лидерство компании в 2003 году практически по всем показателям нас немного расслабило. Правда, результаты работы говорят о хорошем темпе роста, и по всем показателям мы не только выполняем свой бизнес-план, но и перевыполняем его. К примеру, наш доход за три квартала этого года составил 258 миллионов долларов, что ощутимо больше, чем за весь прошлый год. И, тем не менее, я считаю, что мы можем двигаться вперед еще быстрее.