Частичная ассоциация [ Редагувати ]
В пятницу в Брюсселе премьер-министр Украины Арсений Яценюк подписал политическую часть соглашения об ассоциации. "Подробности" проанализировали, что же подписали Украина и ЕС.
Ранее, когда заявляли о "политической ассоциации", "Подробности" анализировали часть Соглашения, которая содержится во втором разделе. Однако 21 марта стало известно, что помимо второго подписали первый, седьмой разделы и преамбулу. По сути, ничего кардинального нового в этих частях Соглашения нет. Так, в преамбуле ЕС признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор, в том числе ее обязательства развивать устойчивую демократию и рыночную экономику. Среди прочего говорится, что демократия, уважение прав человек, основополагающих свобод и верховенство права являются ключевыми элементами Соглашения. Примечательно, что преамбуле также содержится и следующая фраза: "Это Соглашение не определяет наперед и оставляет открытым будущее развитие отношений Украина-ЕС".
Первый раздел посвящен общим принципам построения сотрудничества между Украиной и ЕС. Что касается второго раздела, то оттуда исключили статью 8, которая заставила бы Украину изменить Конституцию ради того и пойти путем ратификации и имплементации Римского статута Международного криминального суда. Фактически, это сделало бы украинских граждан подсудными для Международного криминального суда. Вместе с тем, этот раздел содержит информацию о создании новых бюрократических структур, функционирование которых подробнее раскрывается в седьмом разделе. Так, предлагается создать Совет Ассоциации, в который войдут министры иностранных дел ЕС и Украины и который будет собираться минимум раз в год. Он устанавливает собственный регламент. А возглавляют совет по очереди представитель Украины и ЕС. Другие органы власти могут принимать участие в работе Совета лишь в качестве наблюдателей. Совет уполномочен принимать решения в рамках действия Соглашения об ассоциации. Решения Совета обязательны для выполнения Украиной и ЕС.
Кроме того, создается и Комитет Ассоциации, в компетенции которого подготовка решения Совета Ассоциации. Комитет состоит из представителей двух сторон на уровне высокопоставленных лиц (какие именно это будут политики – не определено). Что характерно, и тут руководство будет посменным. В случае, если Совет Ассоциации делегирует Комитету такое право, он может принимать решения, обязательные к исполнению и в Украине, и в странах Евросоюза. Кроме того, Комитет может создавать подкомитеты по тем или иным вопросам.
Еще одной новой бюрократической структурой будет Парламентский комитет ассоциации, который является форумом для членов Верховной Рады Украины и Европейского Парламента для проведения встреч и обмена мыслями. Его заседания будут проводиться с той регулярность, которую он определит самостоятельно. В состав Парламентского комитета войдут украинские и европейские парламентарии.
Седьмой раздел также определяет, что представители сторон и их физические и юридические лица обладают недискриминационным доступом к судам и другим административным органам. Т.е., например, бельгийская фирма сможет получить доступ к украинскому суду такой же, как и украинская фирма. А бельгиец сможет слать такой же запрос в органы власти Украины, как и гражданин собственно Украины.
В спорных случаях одна из сторон отправляет другой и Совету Ассоциации официальный запрос о регулировании возникшей ситуации. Предмет спора будет рассматривается на каждом заседании Совета Ассоциации до тех пор, пока не будет найдено решение.
Что касается безопасности, то Украина будет сотрудничать с Европой в рамках диалога с общей политикой безопасности и обороны, которая является элементом внешней политики ЕС и находится в ведении Совета Европы. Предусматривается обеспечение более активного участия Украины в гражданских и военных операциях ЕС по преодолению кризисных ситуаций. Кроме того, Украина сможет принимать участие в учениях и тренировках в рамках общей политики безопасности и обороны ЕС. В оборонном контексте Украина будет и сотрудничать с Европейским оборонным агентством, что предусматривает и обсуждение вопросов, связанных с усовершенствованием военных возможностей страны.
В общем, говорить о присоединении к ЕС пока еще очень рано.