Билет в розыск [ Редагувати ]
Желание знать как можно больше о гражданах своей страны присуще силовым структурам во всем мире. В последнее время разоблачения Джулиана Ассанджа сменяются откровениями Эдварда Сноудена, информпространство то и дело сотрясают скандалы об утечке конфиденциальной информации из Google и Facebook, а выход очередного iPhone непременно сопровождается слухами о том, что он передает данные о своем владельце прямо в ЦРУ.
Украинцев эти разговоры, по большей части, лишь забавляют. Мало кого из наших соотечественников реально беспокоит, что о них будут знать те же американские спецслужбы, потому что это вряд ли когда-то кого-то из нас коснется непосредственно. Если, конечно, вы не международный преступник.
Совсем другое дело, когда досье на своих сограждан собирает родная милиция. Это тут же вызывает волну неприятия даже у самых законопослушных украинцев, которые не очень верят в чистоту помыслов правоохранителей. Не в последнюю очередь это происходит "благодаря" СМИ, постоянно подливающим масла в огонь рассказами о том, что за благим делом мониторинга, например, международного терроризма скрывается банальное желанием держать соотечественников под колпаком и, в случае чего, быстренько их идентифицировать и нейтрализовывать. Благо, поводов в нашей политически нестабильной державе – хоть отбавляй.
Именно поэтому такой шквал общественного возмущения и резонанс в прессе вызвала информация, обнародованная на днях Украинским Хельсинским союзом по правам человека о том, что МВД хочет собирать как можно более полную информацию о людях, перемещающихся по украинским железным дорогам. Вплоть до внесения в билет всех паспортных данных: серии и номера документа, пола, возраста, даты рождения, гражданства и т.д.
Интересно, что милицейское ведомство не планирует этим заниматься самостоятельно. Письмо с соответствующим предложением департамент транспортной милиции МВД направил в Укрзалізницю. В документе говорится о том, что милиционеры хотят в своей работе воспользоваться опытом России и Беларуси, и вносить данные из проездных документов всех пассажиров в специализированную поисковую систему "Розыск-Магистраль". Мотивируется все это, конечно же, необходимостью защиты украинцев от террористов и опасных преступников, и желанием осуществлять "автоматический поиск лиц, представляющих оперативный интерес".
То, что внедрение этой системы добавит украинским железнодорожникам головной боли – несомненно. Их и без того уже на прошлой неделе обвинили в незаконном сборе и хранении персональных данных пассажиров, покупающих именные билеты. Государственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных (ГСЗПД) даже провела по этому поводу пресс-конференцию, где и озвучила свои претензии. Как заявил заместитель главы ГСЗПД Владимир Козак, у службы нет никаких данных о степени защищенности персональной информации, которая собирается УЗ при оформлении пассажирами проездных документов.
Между тем, в самой УЗ пояснили, что о сборе персональной информации пока речь идти не может – ведь при покупке билета пассажирам сейчас даже паспорт показывать не надо, а достаточно назвать кассиру свои имя и фамилию. Документ (и это не обязательно должен быть паспорт) требуется лишь при посадке в вагон – для сверки имени и фамилии с указанными в билете. Никакая фиксация данных из документа при этом не производится. Так что Владимир Козак из ГСЗПД вполне мог бы уехать на поезде по билету своего полного тезки – министра инфраструктуры Украины – и никто бы не обнаружил подмены.
Однако в случае внедрения в Украине информационно-поисковой системы "Розыск-Магистраль" претензии ГСЗПД станут куда более обоснованными. Эта система активно используется МВД России для выявления лиц, находящихся в розыске. К системе подключены все линейные отделы транспортной полиции РФ. Она позволяет отслеживать по базе приобретенных билетов, куда и сколько раз определенный человек ездил, был он один, или со спутниками, и т.д. В общем, тотальный контроль, которым, говорят, помимо силовиков пользуются даже службы по выбиванию долгов из злостных неплательщиков. При этом в России намерены внедрить обязательную идентификацию для всех пассажиров, прибывающих в Россию, даже транзитных, а также активно проталкивают инициативу по внедрению системы "Розыск-Магистраль" и на железных дорогах стран СНГ.
Что произойдет, если система "Розыск-Магистраль" будет все же введена на украинской железной дороге, спрогнозировать несложно. Самое "безобидное" и очевидное последствие - очереди у касс в этом случае сильно увеличатся. Ведь новация существенно замедлит работу кассиров, которым придется в течение нескольких минут вносить в билеты паспортные данные каждого человека. Вспомните: даже когда именные билеты в Украине были на некоторое время отменены, в предновогодние дни все равно приходилось выстоять немалую очередь, чтобы их купить. Так вот, в случае обязательной идентификации "предновогодним" может стать любой будний день в году. А хаос у билетных касс обязательно негативно отразится и на работе самой железной дороги, ведь это единый слаженный механизм, и сбой одного элемента неминуемо приведет к сбою всей системы.
Такого же мнения придерживается и директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. "Внесение полных паспортных данных пассажиров в билеты будет занимать у кассиров много времени, из-за чего очереди у билетных касс однозначно увеличатся. А ведь у нас и так ситуация с этим усложнилась после возвращения именных билетов", - отмечает эксперт.
Вопросы совершенно иного порядка связаны с тем, как будет архивироваться и обрабатываться полученная в кассах информация.
По словам Сергея Вовка, внедрение данной системы вызовет ряд вопросов о том, где хранить и как защищать полученную информацию и персональные данные пассажиров, чтобы они не попали в чужие руки. Это, по мнению директора Центра транспортных стратегий, приведет к дополнительным расходам для железнодорожного ведомства: "Укрзалізниця и так испытывает острую нехватку средств для своей основной деятельности – в первую очередь, для обновления вагонного парка и инфраструктуры. Поэтому я думаю, что это инициатива не будет поддержана железной дорогой. Укрзалізниця должна выполнять свою основную функцию – качественно перевозить пассажиров и грузы, а искать преступников – это задача милиции".
Железнодорожники, судя по всему, считают так же, и уже ответили МВД, что их рекомендации не имеют под собой никаких законных оснований. "Обработка персональных данных осуществляется для конкретных и законных целей, определенных по согласию субъекта персональных данных, или в случаях, предусмотренных законами Украины. Действующим законодательством не установлена необходимость внесения в билет полного имени и отчества пассажира, серии и номера документа, удостоверяющего его личность, а также не установлена цель такой обработки", - говорится в официальном ответе УЗ.
Ведомство также подчеркивает, что для реализации милицейской инициативы необходимо разработать новое программное обеспечение и пройти процедуры регистрации баз персональных данных в соответствии с законом "О защите персональных данных". И пока все вышеизложенное не будет проделано – Укрзалізниця считает реализацию этой затеи невозможной из-за несогласованности с действующим законодательством.
Впрочем, настойчивость МВД тоже можно понять. В случае введения "Розыск-Магистрали" правоохранители без особых затрат и репутационных рисков (ведь собирать эти данные пришлось бы железнодорожникам) получили бы в свои руки громадный массив данных о гражданах Украины...
Алексей Смирнов