Под Запорожьем возвращают к жизни старые самолеты [ Редагувати ]
Можно ли отремонтировать самолет с помощью плоскогубцев и молотка? Бригада опытных техников под Запорожьем умеет это делать. Убедиться в чем можно на кладбище учебно-боевых самолетов - на территории центра летной подготовки. Хотя люди, которые там работают, называют его просто временной стоянкой - ведь потихоньку они возвращают к жизни старые машины. Акиму Галимову в день авиации посчастливилось увидеть тех, кто строит самолеты и не дает им умирать.
В конструкторском бюро, которое проектирует легкие самолеты, кульман - специальная чертежная доска- давно превратился в музейный экспонат. Стоит в углу как напоминание, что когда-то летательные аппараты придумывали с карандашом и линейкой в руках. Теперь все делается с помощью компьютеров.
- Мы сразу можем оценивать вес самолета, его характеристики, оценить… спроектировать всю компоновку, получить его летно-техническую информацию.
В специальной программе - моделируется каждая деталь, чертежи в электронном файле - отправляются на этаж ниже. В производственный цех. Полностью автоматические станки - сами выпиливают, высверливают, загибают - все детали, из которых потом в цехе - соберут самолет.
Таких предприятий, которые серийно выпускают легкие самолеты - в Украине четыре. За месяц в этом цехе собирают шесть машин. Практически все уходят по заказам за рубеж. Недорогие - по 50 тысяч евро - и надежные пользуются спросом по всему миру. Впрочем, конструкторы этой фирмы на серийном производстве не останавливаются и разрабатывают опытные образцы. Например, вот этот самолет – пока, правда, застрявший в стапелях.
На фирме присутствует спор между главным конструктором и директором, у директора желание дотянуть дюраль до самого носа, а у главного конструктора пластик до самого хвоста, в данном случае остановились посередине.
Три таких самолета уже построили. На одном из них летает сам генеральный конструктор.
- Это эксклюзивная конструкция, так же как и нельзя сказать, что Феррари - это массовый автомобиль.
Даже в день собственного юбилея Юрий Яковлев - со своими машинами. Он по очереди катает на необычном самолете с толкающими двигателями - своих гостей.
Юрий Яковлев:
Садимся следующим образом - нога сюда, вот здесь можно взяться… как в истребители…
Легенда украинской авиации, летчик-испытатель, который первым поднимал в воздух "Мрию", а еще рекордсмен книги Гинесса - по количеству установленных в небе рекордов Александр Галуненко - садится в этот маленький самолетик. Короткий инструктаж.
- Вот это зажигание, это левого двигателя, это правого, проверять не надо? От винта…
И в небо.
- Конечно это чувство гордости, когда твое изделие поднимается в небо. Я горжусь тем, что наши самолеты летают. И в США, и в Бразилии, и на Фиджи на далеком острове, и в горах Непала, я не говорю уже о Европе и России и Украине. Конечно это гордость за наше предприятие, за нашу страну, потому что мы делаем наши самолеты - под маркой "Сделано в Украине".
Пожелтевший журнал подготовки к полетам, за стеклом учебно-боевого Л-29 - выглядит словно древняя рукопись. Да и сами самолеты - знали лучшие времена. Это центр летной подготовки - в нескольких километрах от Запорожья.
О том, что когда это было частью советских военно-воздушных сил, напоминают лишь контуры звезд на фюзеляжах. Краска постепенно выгорает на солнце. Эти самолеты оказались никому не нужными, они еще могут подняться в небо, но последние 17 лет стоят на площадке просто посреди поля, и дожидаются своей участи.
Во времена Союза здесь готовили летчиков-резервистов, но после распада СССР - работа остановилась. С 94-го года - ни копейки финансирования. Другие подобные центры в Украине - вовсе перестали существовать, технику растащили, а здесь все осталось, благодаря этим людям. Продать самолеты они не могут - Минтранс не разрешает, утилизировать - жалко. В буквальном смысле старые кадры на голом энтузиазме продолжают обслуживать эти машины.
- Если мы подготовили, то безопасно. У нас опыт большой, по сорок и больше лет. Вот я с 65 года здесь, Антонович…
- Я с 59-го пошел сюда в аэроклуб.
Молотки, плоскогубцы - это на авиазаводах самолеты строят и ремонтируют с помощью компьютеров, здесь все по старинке.
- После проверки аварийного выпуска шасси, тут нужно штробить… сейчас воно буде отсюда текти потрошку… струя пиде...
Не течет, значит все нормально. После нескольких лет простоя, надо проверить каждый узел.
- Птички, птички живут обязательно, а кроме птичек все трубочки засоряют насекомые, если не прочистить, не проверить это дело, не сработает система давления.
Антоныч, Яковлевич - здесь все обращаются друг другу по отчеству, и только к одному технику - по имени. Евгений Арнет - в прошлом летчик кубинских ВВС, отучившийся когда-то в Украине. После выхода на пенсию - вернулся назад, чтобы еще раз прикоснуться к самолетам.
- Это болезнь, понимаешь? Прикасаешься к авиации, потом без авиации не можешь жить.
Фарид Акчурин - директор центра летной подготовки - несмотря на почтенный возраст и сам иногда поднимается в небо - на Л-29. Он объясняет, почему старые техники днями напролет ковыряются под крыльями этих машин.
Фарид Акчурин:
Ну, нам не безразлично конечно… какой летчик ломает самолеты? Ну какой летчик хочет сломать самолет? Он всегда хочет увеличить жизнь этому самолету и выполнять на нем полеты…
Баки подвешены, узлы проверены. После семнадцати лет простоя - механизмы этого самолета впервые заработают. Пока только на земле, но каждый из этих техников, зараженных небом - надеется, что на восстановленном самолете снова начнут учить пилотов.
- Вереница, проба связи… отлично…
- Тормозные щитки - закрылки…
- Работает все нормально, можно уже взлетать, да?
Аким Галимов - "Подробности недели", телеканал "Интер".