Ремонт дорог: Технологии в США и Украине [ Редагувати ]
Растаял снег - сошли дороги. Куда девается асфальт по весне? Этот вопрос задает почти каждый водитель страны. Мы решили в очередной раз не рассказывать об ужасах украинских трасс. Все и так видят, что происходит на улицах. Как говорится - без комментариев. Мы решили сравнить технологию укладки асфальта и ухода за дорожным покрытием после зимних холодов в Украине и в американском штате Огайо. Там схожий с нашим климат. Поучительная сравнительная характеристика в сюжете наших корреспондентов.
Как только в Украине сходит снег, тают и дороги. Этой традиции уже много лет. И у жителей страны все разговоры на тему асфальта носят трагикомический характер. У одного колесо отлетело, второй бампер погнул, а третий забавное видео на телефон снял.
- Обережно ямочка, треба знак поставить.
Это не мираж, и не фрагмент из очередного голливудского блокбастера. Так после зимы выглядит обычная американская трасса. Покрытие не только ровное, на нём даже есть такое редкое для отечественных дорог явление, как разметка.
Вместо жезла милиционер берёт в руки линейку и начинает замерять ямы. Это, конечно, выглядит смешно и нелепо, но по-другому ведь никак. Дорожные службы, зачастую, за работу не берутся до тех пор, пока им не предъявят несколько предписаний и штрафов.
Игорь Денисюк, инспектор ГАИ УМВД Украины в Ривненской области:
- Це вулиця районного значення. значить, допустима глибина вибоїни не має перевищувати 4 сантиметри. Як бачимо, а тут 10 сантиметрів глибина вибоїни. це перевищення всіх держстандартів України.
О стандартах глубины ям в США ничего знают. За океаном сразу же после того, как снег растаял, проверяют асфальт на предмет трещин, и повреждённые части замазывают специальным раствором, похожим на расплавленную резину.
Чад Бак, владелец компании по укладке асфальта (штат Огайо):
- Вот, видите, трещина в асфальте - мы её заделали два года назад. Нужно всегда применять прочный материал - для нас это резина. И заделывать достаточно глубоко, чтобы вода не попадала. Если она замёрзнет - будет расширять трещину.
Отечественные рабочие на трещины внимания не обращают. Подумаешь, такая мелочь. Латают только настоящие дыры. Из инструментов лопата, веник и "гладилка" - это деревянная палка, похожая на швабру. Сколько нужно горячего асфальта - прораб определяет на глаз.
- Вот машина, которая привезла нам асфальт. Мы ее называем КДМ (комбинированная дорожная машина), выкручивает асфальт. Вот один из рабочих определяет сколько нужно асфальта.
Технология проверена годами. Иногда дорожные службы не заморачиваются и засыпают дымящуюся смесь прямо в воду. Часто в ход идёт песок, камни, прибордюрный мусор и всё это утрамбовывают ... ногами.
Понятие "ямочные ремонт" американцам чуждо. Там обычно полностью снимают верхний слой покрытия и кладут новый. Бригадиру и не нужно особо напрягаться. Он джойстиком, словно в компьютерной игре, управляет катком-роботом, который и выполняет основные работы.
- Эспаньйол. Асфальто, асфальто!
И вообще, слой асфальта просчитывают без преувеличения до миллиметров. Покрытие должно быть прочное, но в тоже время без перерасхода материалов.
Розалио Орнелас, начальник бригады по укладке асфальта:
- У нас два уровня асфальта. Нижний - 15 сантиметров, а верхний - 5. Второй слой будет очень гладким, серого цвета.
Что очень внимательно умеют делать работники автодора, так это считать деньги. Один квадратный метр новой дороги обходится приблизительно в полторы тысячи гривен. Например, чтобы сделать идеальным весь Киев, нужны даже не миллионы, - миллиарды.
Василий Мельниченко, главный инженер коммунальной корпорации "Киевавтодор":
- Для приведення доріг до нормативного стану, в частині термінів і технічного стану потрібно більше 20 мільярдів гривень. По-моєму, 20 мільярдів 160 мільйонів гривень.
Столько нулей американским дорожникам даже и присниться не может. Квадратный метр стоит максимум сотню долларов, то есть в два раза дешевле, чем в Украине. В цену уже включена работа, и даже гарантия на эксплуатацию.
Чад Бак, владелец компании по укладке асфальта (штат Огайо):
- Ровно год назад - в апреле 2012го - мы эту парковку сделали полностью. Начали с базы - толстый слой. Потом два дюйма асфальта. Этот кусок должен простоять 20-30 лет.
Такие же гарантии дают и в Украине, но на деле оказывается, что асфальт тает, словно сахар в воде. Строители обычно винят: плохую погоду, соль, которой посыпают дороги, ругают даже водителей, мол, слишком тяжёлые машины ездят. Сами только ответственности на себя не берут.
Евгения Рожко, жительница города Ривне:
- Після зими завжди такі ями робляться. - Такі? - За літо поремонтують, а за зиму… Просто воно вибивається.
Но несмотря на все сложности "Укравтодор" уже отрапортовал - отремонтировано 98 процентов дорог. Цифра внушительная, но почему-то в течение всей подготовки этого сюжета я ездил по оставшимся двум процентам бездорожья.
Вениамин Трубачёв, корреспондент:
- Проведем небольшой эксперимент. Берем стакан воды, поставим его на торпеду и проедем по отремонтированной трассе Киев - Одесса. Все просто, если вода разольется, дорожное покрытие, мягко говоря, не очень хорошего качества. Проделаем этот трюк. Проехал я только несколько сотен метров, а полстакана уже вылилось. И эта трасса считается одной из самых лучших в стране.
Такой же опыт проделал корреспондент телеканала "Интер" в США Максим Драбок. С дорогами, конечно, коллеге повезло больше.
Максим Драбок, корреспондент телеканала "Интер" в США:
- На спидометре почти сто километров в час. И со стаканом всё в порядке. Это трасса на юг. Отсюда, от столицы, до Майами - 1700 километров. И, поверьте, вода в стакане не расплескается. Ездить по американским дорогам довольно непросто. Но не от напряженности - постоянно следить в оба и не попасть в яму. А наоборот - от расслабленности и монотонности. Трасса убаюкивает. Хочется спать.
Удивительно, но правила укладки асфальта в Украине и США практически идентичны. Те же цемент, песок, бетон, асфальтовые смеси, но весь это набор портится, как только добавляют немножко "откатов", чуток "дерибана", а остальное "распиливают". Сухой остаток такой работы вы можете увидеть на дорогах своих городов.
Вениамин Трубачёв, Инна Белецкая и Максим Драбок. "Подробности недели", телеканал "Интер"