"Непонятный гений" Федора Шаляпина [ Редагувати ]
Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в уезде Починка Лагуновского Вятской губернии, в крестьянской семье. Уже на следующий день мальчика крестили, поскольку родители опасались, что он может умереть в младенчестве. Дела у семьи не ладились, и вскоре Шаляпины переехали за городскую черту, на Ометьевские выселки. Несмотря на то, что Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна Шаляпины были простыми крестьянами, они старались обучить своих детей грамоте и ремеслу, в надежде перевести их со временем в другое сословие.
В 1882 году маленький Федя вместе с семьей переехал в Казань и был отдан в шестое городское начальное училище, одно из лучших в городе. Любимым учителем Феди стал Николай Васильевич Башмаков, весьма уважаемый в городе человек. Беззаветно любивший музыку, особенно пение, он стремился передать эту любовь ученикам. Шаляпин на всю жизнь сохранил с ним дружбу и позже, приезжая в Казань, непременно встречался со своим учителем.
Еще в училище Шаляпин был зачислен в городскую управу писцом, с жалованьем 10 рублей в месяц. Но с годами служба в управе все больше тяготила Федора - ведь все его мысли, все мечты были направлены на театр, где он уже начал подрабатывать статистом. А уже в 1889 году пятнадцатилетнего Шаляпина приняли в театр на штатную должность статиста с окладом 15 рублей в месяц.
Весной 1892 года Шаляпин после многомесячных скитаний по России и Кавказу с разными актерскими труппами приехал в Казань. Жизнь бродячего артиста была нелегкой. Чтобы заработать на дорогу от Баку до Казани Шаляпину пришлось наниматься на пристанях крючником. В Казани он при помощи одного из друзей детства дал свой первый концерт. Успех был полным. С этого момента началась профессиональная артистическая карьера Шаляпина. Он дает концерты в Казани, Уфе, других городах, затем перебирается в Петербург.
В 1894 был принят в труппу Мариинского театра в Петербурге. В 1896 принял приглашение известного мецената и театрального деятеля Мамонтова выступать в гастрольных спектаклях Московской частной русской оперы. В 1896-99 Шаляпин исполнил в ней партии Сусанина, Бориса и Варлаама, Грозного, Варяжского гостя и других. В них во всю мощь проявился могучий певческий талант Шаляпина. Большую роль в развитии творчества Шаляпина сыграло его общение с Рахманиновым и В. В. Стасовым.
Шаляпин был велик и как певец, и как драматический актер. Голос, уникальный по гибкости, тембру, богатству и красоте звучания, позволял ему свободно выражать все оттенки эмоций. В исполняемых партиях Шаляпину удавалось передавать всю гамму чувств - от проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. "На оперной сцене, - писал критик Стасов, - Шаляпин превосходил громадным дарованием и правдивостью всех своих оперных предшественников и дал ряд фигур, характеров и сцен, с которыми никакие другие не могут сравниться... В этом разнообразии, в постижении новых сторон характера и души, никем прежде не замеченных и не воспроизведенных, кажется, никто не может его превзойти".
В 1899 Шаляпин перешел в Большой театр в Москве, но одновременно продолжал выступать и в Мариинском театре. В 1901 состоялись триумфальные гастроли Шаляпина в Италии (в театре Ла Скала в Милане). Шаляпин был участником "Русских сезонов" за границей, устраиваемых Дягилевым (в 1907-13, главным образом в Париже).
Среди лучших партий Шаляпина - царь Борис ("Борис Годунов" Мусоргского), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Мельник ("Русалка" Даргомыжского), Сусанин ("Жизнь за царя" Глинки). Шаляпин выступал и как камерный певец, исполняя русские народные песни и романсы. Он был талантливым художником и режиссером
Шаляпин прославился не только своим редким голосом, но и нонконформистским поведением. До революции он пел в московских ресторанах "Дубинушку", после захвата власти большевиками, напротив, проявлял недовольство советским укладом. Певца выручал талант, за это ему прощалось многое. Его особняк на Новинском бульваре был почти всегда переполнен гостями. Во время Первой мировой войны Шаляпин открыл у себя госпиталь, в котором пел перед солдатами. В 1918 он устроил тут "маленькую студию", впоследствии переименованную в Шаляпинскую.
Но вскоре власти стали поставлять Шаляпину "соседей". Один из его друзей, посетивший певца в это время, вспоминал: "Национализированный дом был полон "жильцами", занявшими все комнаты по ордеру. Самого Шаляпина я нашел наверху, на площадке лестницы мезонина. Площадка старого московского дома была застеклена и представляла что-то вроде сеней или антресолей. Вместо потолка - чердак. Топилась "буржуйка"... Подобная жизнь не устраивали привыкшего к роскоши и изяществу Шаляпина, и он во избежание дальнейших проявлений "заботы" со стороны советской власти уехал за границу, где и провел свои последние дни.