Cкандальная выставка в галерее "Тэйт" [ Редагувати ]
В лондонской галерее "Тейт" - крупнейшем и самом авторитетном музее современного искусства в британской столице - открылась выставка трех современных британских художников под звучным, но не очень понятным для непосвященных названием "Ин-а-гадда-да-вида".
"Галерея Тейт - национальная галерея британского искусства, в которой демонстрируются работы, начиная с XVI века по сегодняшний день, и у нас всегда была достаточно сильная современная программа, представленная и премией Тернера, и циклом выставок "Искусство сейчас". И потому, когда художники обратились к нам с идеей этого уникального совместного проекта, мы с энтузиазмом ее восприняли".
Так куратор выставки Клэр Уоллес ответила на вопрос о том, почему именно "Тейт" приняла у себя выставку трех очень известных, но известных скорее своим шокирующим скандальным искусством художников - Дамиена Херста, Сары Лукас и Энгуса Фэрхерста.
Ведь у "Тейт" вот уже несколько лет существует специально современная галерея "Тейт модерн", не говоря уже у недавно открывшейся в центре Лондона галереи Саачи - а именно с именем этого известного коллекционера ассоциируют чаще всего взлет этих трех, как и многих других современных художников, часто объединяемых термином "Бритарт".
"В райском саду"
In-A-Gadda-Da-Vida - замысловатое и не очень понятное название выставки будет понятно всем любителям классического рока. Так назывался один из классических рок-гимнов конца 1960-х, написанный и записанный музыкантами американской группы Iron Butterfly ("Железная бабочка").
Могущественная и завораживающая рок-драйвом песня должна была называться по-библейски торжественно - In the Garden of Eden - "В саду Эдема", или "В райском саду". Но, по легенде, солист группы Даг Ингл был во время записи настолько пьян, что правильно произнести нужные слова был не в состоянии, и получился вот этот кажущийся бессмысленным набор звуков - In A Gadda Da Vida.
Название Дамиену Херсту, Саре Лукас и Энгусу Фэрхерсту показалось идеальным - в нем удачно соединены и библейская традиционность и роковая современность.
"Художники испытывают огромное влияние современной популярной культуры, того, что происходит вокруг них в повседневной реальности, в рок- и поп-музыке. Но в то же время их работы полны и других идей, визуальных игр, намеков, ссылок" - говорит еще один куратор выставки Грегор Муир.
Шестиногая собака и трупы
И, действительно, намеков и ссылок тут более чем достаточно.
F... the Eggman - нарочито грубая перефразировка строчки из битловской I'm the Walrus, Give Pizza a Chance - еще одна издевательская перефразировка названия знаменитой песни Джона Леннона и так далее, и тому подобное.
Ну а что же собственно работы? Дэмиен Херст в привычной ему манере показал закачанных в формалин животных - собаку (шестиногую!) и разделанные коровьи туши. Говядина, правда, помещена в объемистый аквариум, и вокруг нее плавают очень симпатичные рыбки.
Не обошлось и без свойственной художникам бритарта ироничной мрачности - в одной из стеклянных витрин, как в морге, лежат накрытые с головой простынями тела покойников, а в простынях - вырезы для гениталий.
В одном из залов стоит огромный ржавый грузовик, в другом - огромный - метра три - выкрашенный в черный цвет банан. Но в целом настроение выставки вполне радужное. Стены трех залов оклеены специальными веселыми обоями, главная тема которых - бабочки: явный намек на и Iron Butterfly, и на райский сад.
В общем, In a Gadda Da Vida.