Тяжкий труд мастеров подделки [ Редагувати ]
Опуская вопрос о том, почему в век тиражности сохраняется гигантский разрыв "в цене и уважении" между копией и оригиналом, оценим техническую сторону дела: сколько усилий (речь не о таланте или по крайней мере способностях - у фальсификатора они должны быть в наличии по определению) необходимо приложить для того, чтобы картина была трудноотличима от исходного шедевра или почерка гения. И, что немаловажно, рентабельны ли эти труды.
Что считается подделкой? Работа, неверно атрибутированная экспертами или - при наличии подписи на полотне - подписанная чужим именем. Несостыковка в датах, как, например, история с произведениями Малевича, на которых автор собственной рукой проставил ложную датировку, к сфере подделки не относится.
Фальсифицировать старинные произведения - занятие при современных средствах экпертизы тяжелое. Анализируется кракелюр, пигментный состав (в отличие от натуральных красок, все современные материалы содержат химические составляющие), картину просвечивают рентгеном, ультрафиолетом, инфракрасными лучами.
Высший пилотаж - доработка незавершенных произведений оригинальных авторов или разделение неизвестного крупного полотна на несколько картин.
Что становится предметом подделки? Произведения тех, чьи имена числятся в списках авторов работ, уходящих с международных аукционов. Римейк произведений "известных в узких кругах" авторов безопаснее сбыть, но они едва ли обеспечат как создателю, так и эпигону безбедную старость. Самое удачное - не ориентируясь на "топ-тен" (Рембрандт, Рафаэль и ко) взять уровнем ниже, продать дорого, но не публично - так, чтобы первичная продажа не предполагала обширной экспертизы, к которой прибегают при выставлении на торги или приобретении в национальные музейные коллекции; тогда факт подделки может обнаружится при последующих - если работа не "осядет" в музее - перепродажах.
Прыжки в стоимости, которые совершает работа в зависимости от соображений экспертов о ее подлинности, хорошо иллюстрируют два примера: оцененный в 87 долларов "Левый профиль" поднялся перед началом аукциона до 500 000 долларов, поскольку "нашелся автор" - им был Ван Гог. Обратный процесс - но тоже с Ван Гогом - имел место пару лет назад: приобретенные в 1987-м на Christie's за 40 000 000 долларов "Подсолнухи" были признаны подделкой.
И, наконец, нюанс: иногда в подделках заинтересованные не только ищущие благосостояния художники, считающие себя реинкарнацией гения, но и... например, престижные музеи (в целях безопасности в рискованных ситуациях - при подозрениях о готовящихся похищениях или во время масштабных мероприятий - подлинники можно заменить на копии). Вопрос о том, что часть произведений, демонстрируемых в музейных стенах, не подлинная, периодически поднимается, но пока подобные высказывания носят характер бездоказательных предположений с различной долей уверенности.