Шнур стал академиком киноискусства [ Редагувати ]
23 апреля в Доме музыки вручили премию "Ника". Как всегда, были домашние шутки, скромная, но приличная одежда, отцы и дети и прочие бестактные глупости.
Началась XVII торжественная церемония вручения призов Академии кинематографических искусств "Ника" громом барабанов, маршем духового военного оркестра и пиликаньем скрипочек, а закончилась фейерверком над Москва-рекой. Между ними уместилось шесть часов ностальгии: "Ника" прощалась с прошлым и здоровалась с будущим. В Доме музыки на Красных Холмах окончательно стало ясно, что в кино завершилась смена поколений.
Валентина Березуцкая, снявшаяся за 50 лет в нескольких сотнях эпизодов и получившая "Нику" в номинации "Главная женская роль" за фильм "Старухи", кричала: "Да здравствуют старухи!". Петр Тодоровский пел: "А все-таки мы победили", - и маршировал по главной улице, то бишь проходу, с оркестром. Зал аплодировал ему стоя. Андрей Смирнов плакал. Поплакав, он объявил о приходе в кино "поросли молодых волков" и напутствовал племя младое: "Кусайтесь, злитесь, но помните, что мы еще не умерли!". Эльдар Рязанов использовал более обтекаемую формулировку: "Кино с новым прикусом".
Прикус нового кино действительно оказался волчьим. Какую номинацию ни возьми, две трети имен - все те же молодые волки, теснящие судорожно сопротивляющихся стариков. Академики, впрочем, проявили чудеса дипломатии. Раздали всем сестрам по серьгам. Из старшего поколения - Инне Чуриковой за роль второго плана в "Благословите женщину" и Александру Миндадзе с Вадимом Абдрашитовым как лучшему сценаристу и режиссеру за "Магнитные бури". Из новых звезд - Сергею Маковецкому и Андрею Панину, разделившими приз за мужскую роль второго плана, и Виктору Сухорукову, сыгравшему лучшую мужскую роль в "Бедном, бедном Павле". Андрей Звягинцев с привычной покорностью два раза выходил на сцену - за "Никой" за лучший фильм и операторскую работу вместо Михаила Кричмана.
"Мне уже начинает надоедать эта мизансцена!" - выражение Звягинцева, не вполне уважительное по отношению к коллегам
Алексей Герман-младший стал открытием года. Но высшей точкой торжества новой волны стал триумф Сергея Шнурова, который унес "Нику" за лучшую музыку к "Бумеру". Шнуров сорвал гром оваций и объявил себя "двоечником, получившим хороший аттестат". Ирония ситуации в том, что каждый лауреат "Ники" автоматически становится членом академии. Академик Шнур - это сильно.
Семнадцатая "Ника" проходила под девизом "Семнадцатое мгновение весны". "С "Никой" в наш город приходит весна", - утверждает Юлий Гусман. Но дело не в этом. Дело в том, что весной бывают вялость и авитаминоз, с чем уважаемую публику и поздравил президент академии Эльдар Рязанов. Вялость и авитаминоз нынешнюю "Нику" не миновали. Несмотря на традиционные попытки Гусмана расшевелить зал ("Я к вам обращаюсь, товарищ Панин! Хлопайте, хлопайте! Я понимаю, это большое горе, победа коллег. Но надо же как-то скрывать!"), зал шевелиться не хотел. И это понятно: в семнадцатый раз не нарадуешься. Ведь все церемонии, хотя и разные, но почти одинаковые.
В этом году "Ника" добавила пафоса по части антуража и совсем растеряла былое фрондерство, которое в прошлом году давало гражданам большой стимул для самовыражения в виде выкриков из зала и атмосферы всеобщего возбуждения. Слова "Золотой орел" не произносились. "Ника" абсолютно самодостаточна. Уйдя из большого зала Дома кино в еще больший зал Дома музыки, она окончательно превратилась в церемонию, на которую полагается надевать платье с голой спиной и туфли на шпильках, что с фрондой несовместимо. Но никто голую спину на "Нику" так и не надевает. Самые нарядные существа на "Нике" - девушки, раздающие программки. Смокинг не надевают тоже. В лучшем случае - черный костюм. А то и джинсы с майкой, как тот же Шнур, который своим появлением сильно всколыхнул зал. Посыпались шуточки вполне домашние, но не всегда невинные. Хрюн и Степан, виртуально объявляющие номинацию "Лучший анимационный фильм", отшутились на тему "Шрек" - "Хряк". Документалисты, взявшие приз за ленту "Нефть", обещали в следующем году снять для НТВ фильм "Газ".
А что касается очевидных глупостей вроде: "Приятно, когда красивую женщину связывает с мужчиной роман. С тремя нашими номинантками нас свяжет блистательный Роман Карцев!" - и очевидных бестактностей, когда Геннадий Хазанов вызвал на сцену трех номинантов - Панина, Маковецкого и Гришковца, - а потом отправил Гришковца на место с пустыми руками, и бедняга брел по проходу, всем было неловко на него смореть, так вот, что касается всего этого... Ну, не будете же вы в гостях у лучших друзей сердиться на ребенка, который требует крем со всех пирожных! Дело это внутреннее, семейное, а в семье, как говорится... Ведь главное не победа, а участие.