Сладкий граф [ Редагувати ]
Он просуществовал в городе на Днепре более полувека... памятником. А потом бесследно исчез. Если честно, то граф Алексей Алексеевич Бобринский вовсе не киевлянин. Да и в Киеве появлялся крайне редко, почти никаких следов здесь не оставив.
Зачинщик сахарной революции
Поразительно, но памятник графу Бобринскому в Киеве оказался первым на всю тогдашнюю Российскую империю (а дело было в 1872 году) монументом гражданскому лицу - не государю и не полководцу. Киевляне таким способом высказали признание и уважение человеку за дела его.
Граф Алексей Алексеевич Бобринский слыл предпринимателем. При этом - человеком деятельным, независимым, обладал острым аналитическим умом и чрезвычайной любознательностью. А главное - мыслил на несколько ходов вперед. Он точно рассчитал, что самым перспективным делом в промышленности становится производство сахара. Россия, правда, все еще упорно не желала выращивать свою сахарную свеклу и ввозила тростниковое сырье или уже готовый продукт из Европы. В начале 30-х годов XIX века правительство под нажимом владельцев рафинадных заводов, завязанных на западных поставках, даже отказало местным производителям сахара в субсидиях. Но граф Бобринский, вопреки экономическим рогаткам, организовал у себя в имении сахарный завод и не жалел денег на новейшую по тем временам технологию.
Когда жене Бобринского достались в наследство земли вокруг Смелы, что на Черкасщине, граф в 1838 году переселил свое сахарное производство в Украину. За десять лет в окрестностях Смелы построил один рафинадный и шесть сахарных заводов. И непременно при каждом - школу и больницу.
А чтобы сырье было высококачественным, граф Бобринский, тогда работник Минфина, занялся... сельским хозяйством. Он лично совершенствовал плуги и сеялки, некоторые потом даже носили имя графа - плуг Бобринского. Он был и химиком - изобретал искусственные удобрения. Он впервые в России начал унавоживать свекольные поля, ввел севообороты и травосеяние, разработал методику предварительного проращивания семян. Только один смелянский завод в 1846 году произвел сахара почти на 1 млн. и 490 рублей.
Деятельность графа Бобринского на сахарной ниве произвела такое впечатление на Воронцовых, Потоцких и прочих магнатов, что те тоже стали открывать у себя сахарные заводы. За ними в эту стихию ринулись купцы. В итоге 68% сахароварен империи оказалось в Украине. А сахарная промышленность значилась ведущей отраслью экономики государства.
Граф был почетным членом Киевского университета св. Владимира, одним из учредителей городской публичной библиотеки.
Защитник железных дорог
Но Бобринскому и этого было мало. И он с головой все в те же 30-е годы окунулся в железнодорожное строительство. Австрийский профессор, предприниматель, организатор многих железных дорог Европы Герстнер предложил российскому правительству проект разветвленной сети. Но тогдашний министр финансов граф Канкрин отказал в этом полезном деле из-за отсутствия средств. А многие другие вельможи даже заявили, что России железные дороги не нужны, так как в стране мало крупных городов и промышленных производств.
Хорошо, что венец не отступился и предложил показать, что такое железная дорога, построив ее от Петербурга к Царскому Селу. Николаю I идея понравилась. И в 1835 году развернулось строительство. Граф Бобринский сразу же одобрил новшество. Более того - предложил создать акционерную компанию и сам купил акций на 250 тысяч рублей. Пример уважаемого в государстве человека был убедительным - в компанию вложились крупные купцы. И за короткий срок был собран капитал в 3,5 миллиона рублей. А когда австрийский инженер уехал по делам в Европу, Бобринский... возглавил строительство. Потом он стал первым директором Царскосельской дороги!
Кто был доблестью, тот стал позором
Через год после смерти Бобринского киевское дворянство и купечество решило поставить графу памятник. В 1872 году его воздвигли на гранитном постаменте при пересечении улиц Безаковской (ныне Коминтерна) и Бибиковского бульвара (бульвар Шевченко).
Памятник запечатлел все, чем занимался Бобринский. Был военным - именно поэтому поверх гражданского платья на плечи накинута шинель. Строил первую железную дорогу - правая нога опиралась на рельс, а лицо было обращено к городскому вокзалу. Занимался сельским хозяйством и сахарной промышленностью - и в бронзовых барельефах было отображено и это. Надпись гласила: "Полезной деятельности графа Алексея Алексеевича Бобринского".
На открытии памятника прозвучала фраза, цитируемая нынче в каждом даже самом кратком рассказе о графе Бобринском. Не отступим от правил и мы: "Промышленная деятельность может быть признана гражданской доблестью, если предприниматель заботится об усовершенствовании промышленности, не жалея ни средств, ни трудов, если его предприятие развивает вокруг себя благосостояние и просвещение народной массы", - сказал Павел Чубинский (автор слов Национального гимна Украины).
Спустя 47 лет - в 1919 году - судьбу памятника решила коллегия коммунального хозяйства Киевского горсовета рабочих депутатов: "...снести долой памятники контрреволюции, которые так поганят наш город, передать их на заводы для переплавки на гильзы к снарядам для Красной Армии".
Дальше рассказывают разное. То ли он был-таки переплавлен сразу, то ли он еще пару лет все же оставался на своем месте, а затем еще какое-то время валялся на задворках завода "Арсенал". Потом непонятно куда и каким образом исчез. Наверно, его все-таки переплавили.
А постамент прожил до 1932 года, пока городские власти не постановили его снести, а на том месте разбить газоны и установить фонтан. В 1954 году появился монумент одному из тех, кто разрушал мир Бобринского - начдиву Николаю Щорсу. Его установили на несколько метров выше места, где стоял памятник причисленному к шайке контрреволюционеров доблестному гражданину Бобринскому.
О нем и до сих пор слагают легенды... Один из авторов "Киевлян" впервые услыхал имя Бобринского от отца - инженера-строителя сахарных заводов, который часто вспоминал добрым словом предприимчивого графа. А на дворе стояли уже семидесятые ХХ века.
Алексей Алексеевич Бобринский (1800- 1868)
Граф Алексей Бобринский приходится родным внуком Екатерины Великой - его отец Алексей Бобринский (фамилия - от подаренного имения Бобрик) появился на свет от связи тогда еще жены Петра III с Григорием Орловым.
Граф Бобринский родился в Петербурге, образование получил на дому. В 17 лет, закончив военное училище, поступил юнкером в гусарский полк, через 11 лет в чине ротмистра вышел в отставку и переехал с женой и детьми в деревню Тульской губернии. Построил там сахарный завод, впоследствии стал пионером развития сахарной промышленности в Российской империи. Служил в министерстве финансов, занимался кредитными вопросами. Инвестировал строительство первых железных дорог.
Как человек исключительных заслуг перед отечеством, граф похоронен в Александро-Невской лавре, на церемонии присутствовал император Александр II. Но прежде 12 дней тело графа находилось в Смеле - поклониться покойнику шли и шли люди целыми волостями!
Галина Головлева, "Киевские Ведомости"