Памятник Церетели. Американцы рыдают [ Редагувати ]
Оригинальный заголовок Times: "Увидишь такое - и вправду заплачешь"
Семидесятилетний Зураб Церетели говорит по золоченому мобильнику. "Да, спасибо, - воркует он. - Спасибо большое. Целую". Маленький и круглый, как колобок, он с неуемной энергией носится туда сюда по огромному комплексу своей московской студии в сопровождении помощников, вооруженных неумолкающими телефонами.
Церетели - непревзойденный мастер завязывать полезные связи и уникальное явление в мире искусства. Он - грузин по национальности, живущий в России уже сорок с лишним лет - сегодня является самым знаменитым скульптором и художником в стране, но одновременно и предметом наибольших насмешек. Этот любимец политической элиты возводит свои "монументальные" (в прямом и переносном смысле) сооружения по всему миру, вызывая восторги и иронию.
Сегодня Церетели, называющий своими друзьями многих мировых лидеров и голливудских звезд, оказался в центре нового скандала. На противоположном от Нью-Йорка берегу Гудзона, в Джерси-Сити, по его проекту будет установлен памятник жертвам 11 сентября высотой с десятиэтажный дом, что вызывает бурю протеста со стороны местных жителей.
Они проводят митинги против этого гигантского сооружения, представляющего собой десятиметровый титановый комок в форме слезы, подвешенный внутри тридцатиметрового каркаса из кованой бронзы, в котором зияет рваная дыра. Один из людей, переживших теракт во Всемирном торговом центре, назвал его "помесью шрама с женским половым органом".
Похоже, Церетели, беседующего со мной в своей московской студии, это ничуть не смущает. Проносясь мимо фотографии, на которой он курит сигару вместе с Робертом Де Ниро, он отмахивается от всех разговоров о протестах в Джерси. "Он там всем нравится", - беззаботно произносит скульптор, останавливаясь рядом с макетом противоречивого мемориала.
Церетели - автор десятков гигантских монументов, установленных по всему миру. Возле здания штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке стоит его композиция "Добро побеждает зло" - конная статуя Святого Георгия, поражающего копьем двуглавого дракона среди корпусов ядерных ракет. Другой пример - стометровая скульптура Колумба, отвергнутая пятью американскими городами, пока в 1999 году ее не согласились установить на Пуэрто-Рико.
Идея памятника жертвам 11 сентября возникла у него в 2001 г., через несколько дней после того, как самолеты врезались в башни Всемирного торгового центра. "Когда я увидел, что случилось, какая произошла трагедия, это на меня сильно подействовало, - вспоминает Церетели. - Я заметил, что на глаза у меня навернулись слезы. Я сразу же начал переносить свои чувства на бумагу". Эти наброски послужили отправной точкой для полномасштабного проекта, одобренного в прошлом году комитетом, сформированным в Джерси для выбора памятника жертвам 11 сентября.
Сооружение будет возведено на девятигранном гранитном постаменте с выбитыми на нем именами 3400 жертв теракта, рассказывает Церетели. Через бронзовый каркас внутрь "слезы скорби" закачивается вода, охлаждается почти до точки замерзания, а затем "сочится" вниз каплями чуть ли не полуметрового размера. "Приблизившись к слезе, вы увидите в ней свое отражение, как будто это вы сами плачете", - говорит он.
Во главе бригады из 20 инженеров, сварщиков и верхолазов он отбывает из России в Джерси, где в июле начнется монтаж памятника; в данное время его по частям доставляют через Атлантику из Санкт-Петербурга. Мемориал должен открыться к третьей годовщине терактов.
Церетели лично облетел побережье Гудзона на вертолете, выбирая для памятника такое место, чтобы он был виден со всех сторон. Однако у части местных жителей решение комитета отнюдь не вызывает восторга, хотя Джерси не заплатит за скульптуру ни копейки - кстати, это стало одной из причин, почему предпочтение было отдано работе Церетели.
Ассоциация местных жителей ведет кампанию против установки монумента, а городской музей Джерси призывает муниципалитет одуматься. Как написал в "Hudson Reporter" один возмущенный художник, в мемориале "используется избитая символика для выражения печали, а из-за его большого размера она выглядит особенно непривлекательно".
Мэр Джерси Сити Гленн Каннингхэм, отстаивает решение о выборе из 65 представленных проектов именно варианта, предложенного Церетели. "Посмотрите на Пикассо, Микеланджело, или Леонардо да Винчи, - заявил он репортерам в апреле. - да Винчи вообще считали психом. Назовите хоть одного знаменитого художника, чье творчество не вызывало бы разногласий".
Да и сам Церетели весьма энергично защищает свое детище. Одна американская журналистка, бравшая у скульптора интервью, написала потом "всякие враки и гадости", говорит он. "Поэтому мой адвокат связался с ее редакторами, и они услали ее в Африку. Если вы критикуете памятник, направленный против терроризма, значит, вы сами - террорист".
Что же касается оппонентов на родине, он говорит: "Это все политика". В России фигура Церетели вызывает еще больше разногласий, чем за рубежом.
Он родился в Тбилиси в 1934 г., там же получил художественное образование, и быстро завоевал сердца советской элиты своими смелыми мозаиками. Благодаря контактам в номенклатурной среде он в 1960х гг. получил возможность съездить во Францию, где встретился с двумя своими кумирами - Шагалом и Пикассо.
В 1990-х годах. Церетели попал в фавор к могущественному московскому мэру Юрию Лужкову, и тот фактически дал ему карт-бланш на установку памятников по всему городу.
"Результат был просто ужасающий, - говорит Марат Гельман, владелец известной арт-галереи, возглавивший оппозицию деятельности Церетели. Творчество этого художника он называет "китчевым, дисгармоничным и безвкусным смешением разных стилей и периодов".
Стометровая статуя Петра Великого, установленная Церетели на берегу Москвы реки, вызвала у некоторых оппонентов такое отчаянье, что они грозились ее взорвать. По словам Давида Саркисяна, директора российского Государственного музея архитектуры имени Щусева, ключом к успеху скульптора являются упорство и опыт: "Он великолепный организатор, и его работы в точности соответствуют ожиданиям массового зрителя. Мы живем во времена неосредневековья: культура раздавлена, везде господствует китч. Церетели прекрасно вписывается в эту эпоху".
С точки зрения самого художника, его критики действуют по поговорке "близок локоть, да не укусишь. "Некоторые ненавидят мэра Лужкова, и им нужен "козел отпущения", чтобы выместить свою злобу. А я - легкая мишень", - говорит Церетели. Кроме того, нападки хулителей не способны пробить броню его самомнения. Возле студии припаркован "Роллс-ройс", а ее стены увешаны фотографиями, где он запечатлен вместе с сильными мира сего и знаменитостями: Катрин Денев, Кофи Аннаном, Джорджем и Барбарой Буш, президентом Путиным.
"Солнце, добрые друзья, хорошая еда - вот что меня вдохновляет, - говорит он, делая широкий жест рукой". - Я всегда смотрю вперед, а не оглядываюсь назад.