Параллельный мир. Голодная свобода. Вторая серия [ Редагувати ]
Текст первой серии.
Большинство из нас, озабоченных своими обыденными делами, даже не задумывается, что рядом, но как бы параллельно, не пересекаясь, существует еще и другой, страшный мир - мир отверженных людей. Хотя их - грязных и опустившихся - нередко можно увидеть копающимися в помойках, основную часть жизни они все же проводят вдали от глаз благополучных обитателей - на свалках и в заброшенных трущобах. Но, несмотря на ужасные условия существования, в среде этих несчастных также бушуют яростные человеческие страсти и разыгрываются настоящие шекспировские трагедии.
Ранним утром мы пришли к ним в подвал. С этого момента мы стали полноправными членами их общества. Начали вникать во все тонкости жизни бомжей и постигать отнюдь не легкую науку - как заработать себе на хлеб просто на улице.
Так какой же способ заработка предложат нам бомжи? Что нам предстоит делать? Оказалось, ничего необычного. Мыть автомобили. Ваня и его собратья этим в основном и промышляют. Нас к столь ответственной работе пока привлекать не стали - сказали - можем поцарапать машину.
Рабочий день у бродяг начинается по-разному. В зависимости от того, как закончился предыдущий. Работяги встают рано утром и начинают тщательно проверять свои мусорники. Именно свои. Как рассказали нам бомжи, у большинства есть собственная территория. Каждый инспектирует исключительно те объекты, которые расположены на ней. Если же кто-то нарушит установленные границы, неминуемо последует расправа. Нарушитель может отделаться лишь несколькими синяками на лице, но могут и убить. Все зависит от того, кто окажется хозяином "угодья".
Нашей территорией оказалась часть улицы Богдана Хмельницкого.
Они грозно предупредили, чтобы мы не предлагали водителям помыть машины, стоящие на близлежащих улицах. Если это заметят из соседней группировки, избиения, а затем и штрафа нам не миновать. Мы поинтересовались, насколько часто случаются посягательства на ту или иную территорию. И как нам действовать в этом случае?
Юра рассказал, что если сами не могут справиться, то зовут старших - крышу.
10% от прибыли нужно отдавать. Кстати, любопытный закон у бродяг об отчислении местным авторитетным бомжам. Оказывается, когда делишься с ними заработанными деньгами можно и схитрить. Но стоит ли? Если кто-то узнает о твоем поступке, выгонят из группировки. Попасть в другую после этого невозможно - никто не примет. Информация среди бездомных распространяется очень быстро. В данном случае мы находились под опекой некоего авторитета по кличке Зэла. Кстати, им оказался отец Вани. Честно говоря, у нас появилась надежда на какие-то привилегии. Как говорят в нашем мире - "по знакомству". Но бомжи быстро развеяли эти мечты - в их "царстве" все равны, кроме авторитетов и королей. Кто такие короли мы пока не знали, однако спорить не стали.
Потихоньку начали ощущать на себе любопытные взгляды прохожих. Кто-то кормил теперь уже нашу собаку по кличке Вэла. Некоторые отворачивались, кто-то прятал глаза. Это задевало, но пока не очень ощутимо, ведь людей было еще совсем мало. На мгновение представили толпу, которая пинает тебя, обзывает и насмехается - стало как-то не по себе.
Мы стояли, молча наблюдая за всеми премудростями мытья машин, и слушали поучения опытных наставников. В дальнейшем и нам предстоит отрабатывать свой кусок хлеба. Не заработаешь - никто с тобой делиться не будет. Здесь живут по волчьим законам и нельзя рассчитывать на то, что мы называем человеческой добротой или состраданием. Никто не знал, что вскоре нам придется в полной мере испытать все это на себе.
Вот подъехала темно-синяя "Шкода". Бомжи были заняты другим автомобилем и мы тем временем решили на свой страх и риск спросить разрешения у водителя помыть машину. Преодолевая смущение, выдавили заготовленную фразу. К нашему удивлению шофер охотно согласился. Подойдя к Юре, мы с гордостью сообщили о новом клиенте. "Хорошо", - буркнул Ваня. Через 20 минут "Шкода" уже блестела на майском солнышке. Ее владелец заплатил 10 гривен.
Пришло время подсчитать навар - за полтора часа работы бомжам удалось заработать 60 гривен. В результате нехитрых математических операций получаем 18 гривен на троих, с учетом так называемого налога.
Каждый купил себе по несколько булочек и сладкую воду. Это обычный завтрак.
Вот подъехала легковушка. Ваня побежал договариваться. "Постоялец", - объяснил Юра. "Мы всегда моем его машину". Клиент оказался довольно щедрым, и 30 гривен пополнили Юрин карман. Он был старшим и кассу доверили ему.
Почти все автомобили вымыты. Сели немного передохнуть. Завязалась беседа. Ваня, Серега и Юра учили нас всем тонкостям уличной жизни - как лучше попросить, как выудить побольше денег, какие бывают способы заработка. Рассказал и про бомжей-мошенников, добывающих сравнительно немалые деньги. Это можно сказать элита среди бездомной братии.
Но, оказывается, есть и лже-бомжи, что стало для нас настоящим откровением.
Недавно возле одного из соборов милиция подняла с тротуара "монаха". Его отвезли в вытрезвитель - видимо удачный день выдался на пожертвования. Хорошо подогретый людской отзывчивостью "инок" все прижимал заветный ящик к грязной рясе. Но, когда узнали биографию сборщика пожертвований, все стало ясно. Безработный, бывший уголовник, украл рясу в церкви по дороге из мест заключения. А вот недавно, рассказывает Ваня, поймали ловкача. Так тот просто сшил монашескую одежду в ателье. Вложил, так сказать, в дело свой личный первоначальный капитал. Окупилась ряса быстро. За две недели он насобирал в общей сложности более 4000 гривен. Но настоящим ударником плутовского труда, регулярно перевыполнявшим планы по сбору подаяния, причем без особых усилий, стал еще один бывший уголовник. Он одурачивал не отдельных прохожих, а целые предприятия и обзавелся для этого не только рясой, но и чистыми церковными бланками с печатью некой несуществующей православной благотворительной организации. Выдали мошенника лишь грамматические ошибки, щедро разбросанные по прошениям.
Так как же быть, задались мы вполне уместным вопросом - кому верить?
Настоящие священники разъясняют: собирать пожертвования могут только миряне. Но они при этом должны иметь письменное официальное благословение архиерея или епископа, настоятеля монастыря или церкви, на которые пойдут деньги. Кроме того, на ящике должно быть точное наименование прихода, печать храма, подпись настоятеля или председателя приходского совета.
Однако в городе, где можно украсть или купить все - от нужного документа до епископского облачения - отличить батюшку от мошенника практически невозможно.
Как точно потом заметил Ваня, все это - лишь маленькие премудрости их бытия. Вечером наука будет уже покруче. Что нас ждет дальше оставалось полной загадкой, хотя и довольно интригующей.
Машины мыли с 8 утра до 15 часов дня. Кое-какие деньги на дорогу уже были. "Каковы наши дальнейшие планы?" - поинтересовались мы На что Юра ответил: "Мне нужна одежда на поездку". Вполне естественными, с нашей точки зрения, были мысли о том, что сейчас мы отправимся на рынок и на заработанные деньги купим необходимые вещи. Но бомжи огорошили нас новостью: сегодня вечером мы вместе идем воровать. Цель - строительный вагончик, где люди хранят одежду и деньги. Протест законопослушной натуры немедленно дал о себе знать. Ведь, работая в программе "Криминал", мы рассказываем о преступлениях, о поимке бандитов, и, в конце концов, о наказании, которое они понесут за содеянное. Проводим своеобразную работу по предотвращению преступлений. Но в этой ситуации нас поставили перед фактом - вечером мы сами должны будем преступить закон. "Не умеем", - убеждали мы бомжей, пытаясь заставить их отказаться от этой затеи. Никакой реакции, мол, постоите "на шухере". На наши уговоры не совершать столь откровенное преступление бездомные ответили фразой, которая в последствии станет главным постулатом всего сериала о бомжах - это наша жизнь, и люди, такие как вы, из того другого мира, никогда, ни при каких обстоятельствах не будут учить нас как выжить. На этот аргумент достойного ответа не нашлось. Нам пришлось искать выход из ситуации, и мы его кажется, нашли.
Мы пообщались с оперативниками и дежурными Шевченковского РОВД. Рассказали им суть программы и про запланированную кражу. Сошлись на том, что их просто спугнут, но не задержат.
Встречаемся в 9.00 возле строительной площадки - Ваня пошел разузнать обстановку. Мы ничуть не волнуемся - знаем, что никакой кражи не будет, что милиция вовремя спугнет нас и мы убежим. Ждем. Через 10 минут парнишка возвращается.
Мы приходим на место. Все строители на объекте. Юра распределяет роли. Мы стоим "на шухере". Бомжи пробираются к вагончику. Осматривают замок, окна. Решено ломать замок. Достают ломик.
Вот в этот момент должны появиться милиционеры. Строим догадки, откуда они выйдут. Или же подъедет патрульная машина? Мы уже готовы предупредить об опасности бомжей. Все как договаривались в РОВД.
Юра начал ломать замок ломиком.
Бомжи вот-вот взломают замок и проникнут в домик. Ситуация выходит из под контроля. Что делать? Что предпринять? На наших глазах осуществляется кража со взломом, которая квалифицируется уголовным кодексом Украины как тяжкое преступление. Где же милиция? Может, хотят поймать нас на горячем? Возможно это ловушка?
Срывается замок. Бомжи и мы забегаем в вагончик.