Каратель в депрессии [ Редагувати ]
Фильм "Гнев" Тони Скотта с Дензелом Вашингтоном в роли пьющего телохранителя, рассказывает криминальную историю похищения столь же талантливо, сколь и жестоко.
Мексика напугана. В Мексике похищают детей. Необыкновенно много и часто. Похищают, требуют выкупа, калечат или убивают. Уцелеть удается немногим. Состоятельные родители ищут защиты у телохранителей. Некая влиятельная семья выбирает себе в качестве охранника для дочери бывшего спецназовца, суперцэрэушника и убийцу со стажем - они всегда такие. Не только в ленте "Гнев" ("Man on Fire").
Суровый Кризи (Дэнзел Вашингтон) идет на новую работу потому, что в этом заинтересован друг (Кристофер Уокен), босс большого охранного агентства, у которого есть какая-то необходимость держать в данной семье своего человека. В итоге эта интригующая деталь не сработает. Хотя честно ждешь. Разумеется, понимая, что девочку точно похитят, ждешь с нетерпением и этого момента. Остается только гадать, сколько народу положит великолепный Кризи в момент нападения, или его, как назло, не окажется в нужный момент рядом, но потом он явится во всей красе.
Но время идет, а девочку не похищают. Какие-то люди следят за машиной охранника. Что-то темное и злое, конечно, кружит где-то вокруг да около, но не лезет.
А пока Кризи пьет, молится и работает. Пытается не поддаться обаянию разговорчивой коротышки. Разумеется, поддается. А как иначе, если ребенок называет твоим именем любимого мишку. Кризи смягчается. "Джек Дэниэлс" отступает. Охранник переодевается из серого костюма в цветастую рубашонку, которую носит нараспашку. Уже битый час вы ждете врагов. А их все нет и нет.
Режиссер Тони Скотт, известный своим пристрастием к "рваному" монтажному ритму, словно не большое кино делает, а клип для МТВ, и здесь не забывает любимое упражнение. Он не спешит двинуть сюжет к понятной заранее развязке. Режиссеру интересно показать, как Кризи пьет, как мается, вспоминает что-то страшное. Скотт пытается сделать нам прививку чужой депрессии. А потом дает небольшой шанс своему герою и публике расслабиться, почувствовать себя счастливым человеком в розовой рубашке нараспашку.
Именно в этой счастливой рубашке Кризи и подстрелят. Девочку украдут и сообщат, что убили. А телохранитель, толком не поправившись, получив вторую душевную и в придачу пару огнестрельных ран, пойдет искать похитителей и уничтожать их со всей возможной жестокостью. Тот, кто ждал крови, будет вознагражден за терпение. Вашингтон-Кризи будет действовать колоритно, демонстрируя, что такое ярость человека, которому незачем жить. Он вставит киднеперам взрывчатку в задний проход, отрежет пальцы и расстреляет их машины посреди города.
Он хочет убить всех и умереть.
Скотт ("Последний бойскаут", "Враг государства", "Шпионские игры") взялся за классический сюжет про разгневанного парня не ради того, чтобы восстановить справедливость. В "Последнем бойскауте" он это уже проходил, и к тому же отнесся тогда к своей задаче с иронией. Но теперь режиссеру не до смеха. Он пригласил на главную роль актера слишком идейного, чтобы просто сделать крепкое жанровое кино или повеселиться по поводу жанровых клише. Дэнзелу Вашингтону, получившему "Оскара" за "Тренировочный день", нужна задача поинтереснее. Поэтому для него придумали мрачного депрессивного героя, который не знает, ради чего живет и, надираясь до бессознательного состояния, регулярно целит себе в висок. Но для себя Кризи никакой цели так и не найдется, а последовательное уничтожение похитителей нужно ему только для того, чтобы доказать ценность чужой жизни. Миссию выполнил - умер.
В результате кино у Тони Скотта получилось странное. В нем банальный, в общем-то, и очень предсказуемый сюжет сочетается со слишком прихотливыми визуальными приемами. Традиционная месть исполнена с нетрадиционной жестокостью, напоминающей методы Такеши Китано. А стандартный каратель усложнен содержанием, от которого зритель уже успел отвыкнуть.