Параллельный мир. Аль-Магриб. Вторая серия [ Редагувати ]
Итак, неплохо было бы изучить секреты шаманов, которые помогают побеждать болезни. Здоровье человека, семьи, общества во многом зависит от того, насколько он защищен от внешнего воздействия. Каждый народ веками создавал свою систему биоэнергетической защиты, прекрасно понимая, что только в здоровой семье, государстве могут жить здоровые люди. Разрушение народных и религиозных обрядов пагубно отразилось на физическом и психическом состоянии членов современного общества.
Шаман: "Вот щас, орба, посмотрите, пожалуйста, упала правильно. Первый раз она упала неправильно. Вот возьмите ее руками и ни в коем случае не переверните ее. Дайте ее мне. Духи вас простили не сразу. Духи говорят, что нижний мир не будет за вами охотится. И даже если будет претензия, она уходит стороной. Ведите себя более уверено, и просто принимайте ситуацию такой как она есть. Все".
Стоит сказать, что во многом, шаман был прав. Некоторые конфликтные ситуации действительно были. Но если говорить откровенно, все, кто имеет мистическую практику, хорошие психологи. Общими фразами, например, "достаток у вас сейчас нормальный, но вам хочется большего", они оперируют умело и запросто могут заставить Вас поверить в дар заглядывать в вашу душу с помощью духов.
Во время беседы с этим колдуном я узнал одну очень интересную вещь. У этого человека есть мечта - попасть в единственный в мире город шаманов. Туда стремятся все уважающие себя и свою магическую практику представители колдовского мира. Находится он на родине шаманов Вуду - в Марокко. Несмотря на то, что на дворе 21-ый век там происходят поистине необычные, а порой, и ужасные события. Согласно учению Вуду, от злых сил может спасти только более могущественная сила. В Мароккко еще в первой половине XX века для защиты от наветов колдунов из соседних общин обращались к своим ведунам - мбацавам. Они проводили тайные церемонии с жертвоприношениями людей. Ведун выбирал человека и, скорее всего, с помощью ядов вводил в состояние клинической смерти. Тот становился зомби - дословно это слово переводится как - "живой мертвец". Человека хоронили, а через время мбацав "вызывал" умершего из могилы и приносил в жертву. Конечно, все это похоже на легенды или фильмы ужасов. Но после того, как я увидел некоторые фотографии, снятые в этом городе все мои сомнения развеялись. Нужно было срочно отправляться в Африку, чтобы найти этот таинственный город колдунов Вуду.
Арабы называют эту страну Аль-Магриб или Аль-Магреб эль-Акса, что означает "страна дальнего Запада", европейцы - Марокко по имени одной из древних столиц - Марракеш, что в переводе - "красный" или "прекрасный". Историки имеют Мароко - Шерифским государством, путешественники - Холодной страной с горячим солнцем, поэты - Краем золотого заката.
История Магриба, так когда-то называли Северную Африку, по-восточному очень красочна. Здесь оставили свой след - берберы, финикияне, карфагеняне, римляне, португальцы, испанцы, французы.
С древнейших времен территория Марокко была заселена берберскими племенами, которые кочевали по стране и занимались, главным образом, животноводством.
Забегая на перед скажу, что нам в основном приходилось общаться исключительно с представителями берберских племен. Ведь именно они, как старожилы, могут располагать информацией о древнем городе шаманов. Мы же и не подозревали какие сюрпризы нас ожидают. Но об этом чуть позже.
История Марокко базируется главным образом на взаимоотношениях берберов, населявших страну с древнейших времен, и завоевателей. Первыми иностранными захватчиками были финикийцы, основавшие в XII веке до н.э. несколько колоний на Средиземноморском побережье. Позже эти поселения перешли к карфагенянам, а после завоевания Карфагена римлянами, в Северной Африке началось римское господство.
В 429 году земли современного Марокко захватили вандалы, а еще через сто лет - византийцы.
В 682 году в Северную Африку пришли арабы. Наибольшего расцвета государство достигло при династиях Альморавидов и Альмохадов в XI-XIII веках. Во времена правления Альмохадов Марокко был центром огромной империи, которая занимала территории Алжира, Ливии, Туниса, а также обширные районы Испании и Португалии. Однако с паденим династии Альмохадов распалась и империя.
Возрождение Марокко припадает на XVI-XVII столетия. Особого расцвета страна достигли при султане Ахмеде-аль-Мансуре аз-Захаби, чье правление называют "золотым веком". С начала XV столетия несколько портовых городов находились под контролем португальцев и испанцев, однако к XVII - большинство населенных пунктов снова перешли под власть марокканского султана.
В XVIII-XIX веках Марокко считалось пиратским государством, поскольку многими городами фактически управляли морские разбойники.
В 1859 Марокко захватила Испания. В это же время о своих претензиях заявила и Франция. Но установить свои порядки на части территории Марокко Париж смог только через 40 с лишним лет - в 1904 году. А в 1912-ом Франция уже контролировала большинство районов этого государства.
Формально независимым государством Марокко стало лишь в марте 1956 года. В 61-ом на престол взошел король Хассан Второй, который получил в наследство страну со слабой экономикой и легко управляемой администрацией. Но уже спустя год была составлена демократическая конституция, а еще через год - прошли первые парламентские выборы. Вскоре король учредил пост премьер-министра.
За 43 года правления Хассана Второго в стране произошли существенные изменения, например, появилась многопартийная система, власти старались соблюдать права человека. Однако несмотря на все конституционные преобразования, Хассан обладал абсолютной властью до самой смерти.
Кстати, нынешним правительством местные жители очень довольны. Вы можете убедится в этом, когда увидите, как люди встречают брата короля. К его приезду готовятся основательно, в частности, устраивают настоящие народные гулянья с песнями и танцами.
Брат короля
Его наследник - нынешний король Марокко Мохаммед Шестой - проводит более открытую политику, чем его отец. Он более решительно идет на сближение со странами Запада и укрепляет отношения со своими соседями. Моххамед отстранил от дел одиозного руководителя МВД, который держал в страхе всю политическую верхушку. Чиновники боялись быть арестованными, а таинственные исчезновения противников режима нагонали настоящий ужас на жителей страны. В тоже время в Марокко создаются условия для активного развития туристического бизнеса. В частности, был упрощен визовый режим для граждан некоторых государств, в том числе и Украины. Мохаммед Шестой - не только политический руководитель Марокко - он король, но и духовный лидер нации - он прямой потомок внука Пророка Мохаммеда. Благодаря этому династия Алавитов остается у власти почти 350 лет.
Таково краткое описание истории страны, в которую мы отправляемся на поиски загадочного города шаманов. Но для начала нужно было узнать, где он находится.
Как выяснилось, добраться до загадочного места можно только по определенной карте. Но где же ее взять? Оказалось, все очень просто! В старой части Марракеша - это древнейший город Марокко - нужно отыскать шамана и взять у него схему. С ее помощью мы и достигнем заветной цели. Итак, наш путь лежит в Марракеш.
Марракеш, без сомнения, сохранил восточный колорит. Именно от имени этого города пошло название страны. Марракеш - древняя столица огромной некогда империи - расположился у подножия Атласских гор в долине Хауз. Это второй по величине курорт Марокко. Здесь удачно сочетаются жаркая пустыня и высокие горы, верхушки которых покрыты снегом.
Днем в городе людей очень мало. Поэтому может показаться, что население - немногочисленное. Но вечером Марракеш просто оживает - улочки наполняются местными жителями, машинами, мопедами, домашними животными и вся эта масса движется в сторону главной площади - Джэма Аль Фны. На марокканском диалекте слово "Джема" означает "Мечеть", "эль-фна" - пустота, тщетность. В 16 веке в центре Марракеша собирались возвести огромный храм, но этому помешала смерть короля Ахмеда Эль-Мансура. Со временем строительная площадка превратилась в площадь. Сейчас Джема Эль-Фна или "непостроенная мечеть" символ тщетности человеческих усилий - это своеобразный храм мирской суеты, в котором торгуют, готовят еду, рассказывают байки, глотают пламя, показывают акробатические номера, заклинают змей и туристов, поют и танцуют.
Каждый день в 7 вечера на площади в одном и том же месте собирается огромная толпа. Вроде бы ничего не происходит, но люди чего-то ждут. Неожиданно в центр образовавшегося круга выбегают двое мужчин и начинают бить друг друга, вернее боксировать. Собравшиеся поддерживают их громкими выкриками. Уличный бокс - одно из любимых развлечений местных жителей. Интересно, что победитель не получает ни денег, ни других призов. Он становится - королем Джема Аль Фны. Кстати, желающих стать обладателем этого почетного звания очень много.
Собираются здесь и шаманы, за советом к которым приходит много людей. Каждый стремится побеседовать с колдуном лично, рассказать о своих проблемах в надежде, что он поможет их решить. Найти нужного нам шамана - оказалось делом непростым.
На прилегающих к площади улицах-прилавках и на всех 18 рынках старого города - Медины - покупать не торгуясь считается верхом неучтивости. Но туристы часто торгуются без юмора и обижаются, если на их предложение не соглашаются. Многие вообще готовы уплатить любую цену, не только проигрывая в деньгах, но и теряя нечто более ценное - единственную возможность общения в восточном городе.
Говорят, слово Марракеш на языке одного из местных племен означает "не задерживайся, проезжай мимо". Когда-то останавливать караван здесь было небезопасно. Сегодня - напротив, многие предполагают остаться тут подольше. Путешественник Элиас Канетти писал в своей книге "Звуки Марракеша", что архаика этого города напоминает привыкшему к переменам европейцу о вечности. В 60-е годы Марракеш превратился в затерянный рай для усомнившейся в ценностях западной цивилизации молодежи. Некоторые, наверное, помнят песню "Экспресс на Марракеш" в исполнении "Кросби, Стилс энд Нэш". "Верь, что будущее может привести к прошлому" - поется в этой песне.
Своеобразие Марракеша не в его антикварных лавках, а в особом восприятии жизни, в ощущении беспрерывности существования, которое охватывает при виде того, как блюдо для приготовления кус-куса превращается в параболическую антенну для бесплатного приема спутникового телевидения. Недаром же говорят - нет на земле гвоздя, который не выпрямили бы в Марракеше. Площадь Джема Эль-Фна - это тысячи и тысячи вещей разных эпох и народов, оригиналов, грубых подделок и искусных копий. Их цена определяется не по закону спроса и предложения, а в зависимости от настроения продавца, для которого коммерция - не просто способ обогащения, а часть его жизни. "В Европе у человека есть работа и есть отдых,- объяснял мне как-то торговец пряностями на одном из рынков - у жителя же Медины есть духовный мир мечетей и суета площади".
Отыскать нужного нам человека было не сложно. Практически каждый торговец знает, где можно встретить этого шамана. Но как только люди узнавали зачем он нам нужен - добродушно смеялись и говорили - отыскать таинственный город под силу только избранным. И все же мы не отступили. Шамана мы нашли в одной из лавок в центре Медины. До сих пор наша съемочная группа не верила в чудеса, паранормальные явления, волшебство. Мы специально привезли из Киева фотографии нескольких людей, двое из которых находились в розыске за совершение преступлений, третьего - убили во время бандитских разборок. Что же скажет шаман?
Общение. Показываем фотографии.
Не знаю, может это совпадение, но снимок убитого шаман вернул сразу же.
Шаман: "Я не могу сказать, где находится этот человек. Не имею права. Единственное, что могу сказать - вам его уже не найти. Этот находится там, куда не попадает солнце. В заточении. При чем он не прячется, а определен туда насильно. Он сам попал в эту ловушку, после долгих скитаний. Его свобода в руках других людей. Про этого могу сказать, что он очень встревожен. Он прячется от посторонних глаз и находится в неволе по собственному желанию. Он еще долго не увидит солнца. Этот человек страдает, при чем страдает из-за собственной ошибки, которая может стоить ему очень дорого".
Вот такие интересные комментарии дал нам шаман. А какова же настоящая судьба этих двух. Созвонившись с нашей милицией мы узнали, что одного из разыскиваемых задержали этой ночью, поиски второго продолжаются. Как вы уже, наверное, догадались - арестовали именно того, кто "находится в заточении насильно". Теперь решайте сами - как эти люди знают, то о чем обычный человек даже не подозревает? Когда мы попросили у шамана карту, он очень удивился. Однако расспрашивать, кто мы и откуда не стал. Молча вручил нам сверток, сказал дату, когда его нужно вернуть, и отправился готовить чай с мятой. Это предписывает закон гостеприимства.
Равернув так называемую карту, мы были слегка ошеломлены - на ней не было ни топографических знаков, ни высот, ни дорог. Можно было различить лишь спираль, с какими-то непонятными символами. Когда мы попросили шамана расшифровать этот ребус, он ехидно улыбнулся и сказал - разгадать загадку Вы должны сами. Могу дать единственную подсказку. Отправная точка на пути к городу шаманов Вуду - берберская деревушка, расположенная в горах Высокого Атласа. Как мы узнали позднее, дорога к ней лежит через пустыню. И по словам местных жителей, добраться на машине туда невозможно. Единственный вид транспорта - верблюды.
Через некоторое время караван из 5 верблюдов бороздил просторы бескрайних песков. Через 7 часов тряски мы наконец-то вышли к берегам океана. Это означало, что вскоре мы будем у цели.
Эта берберская деревушка находится в горах Высокого Атласа. путь в неизвестный город пролегает через нее тут есть свои элементы цивилизации как ни в одной другой деревне, которых здесь несколько десятков. Во время дождей вода спускаясь с гор накапливается в этом маленьком резервуарчике, его вычерпывает более объемный резервуар где она накапливается и находится здесь пока не пойдет новый дождь. А он может быть и через год. Эта особенность помогла нам установить эту деревушку среди других.
Мы были очень удивлены, когда увидели в каких условиях живут людей. Света нет, вода - дефицит, мебель делается из подручных средств, в школу дети ходят за 10, а то и за 15 километров. Кормильцами в таких деревушках считаются овцы и козы. Молоко, сыр, сметана - основная пища берберов. Одни умудряются выращивать в горах кукурузу, пшеницу, апельсины. Другие - от безысходности - сажают коноплю, а затем делают из нее гашиш. Купить наркотик не проблема, на каждом рынке найдется человек, который предложит дурманящее зелье. Если же на горячем поймает полиция, и поставщику, и покупателю "светит" от 5 лет тюремного заключения. Никакого языка кроме родного, берберского, никто из жителей не знал. Но, только взглянув на карту, тут же указали дальнейший путь. Видно мы не первые обращались к ним за помощью.
Деревня в которую мы попали обозначена, даже не знаю как это назвать - то ли манускрипте то ли карте. Но, тем не менее, как утверждают местные жители, эта деревня обозначена здесь небольшим вот таким знаком в виде колодца. Что будет дальше, какая деревня будет следующей, есть ли вообще смысл во всем этом, мы узнаем, пройдя путь который находится у подножья этой горы.
Мы отправились в Эссуэйру - один из древнейших городов Марокко. Неприступная крепость Могадор, ныне Эссуэйра, в 1960-70-х годах являлась африканской столицей хиппи, куда съезжалась молодежь со всей Европы. Здесь все смешалось: завывания муллы, призывные выкрики торговцев, рев мотоциклов, шум прибоя, ничто не стоит на месте, все движется-движется-движется.
Эссуэйра вполне может претендовать на роль мистического центра. Не случайно раз в год сюда съезжаются шаманы со всего мира на фестиваль Гнауа. Возможно именно здесь мы узнаем что-нибудь интересное.
Одна из местных достопримечательностей - практически нетронутый временем рынок рабов. Именно отсюда пленных африканцев отправляли через Атлантику. Случайно, на древней городской стене я увидел загадочный рисунок какой-то битвы. Огромный безногий человек с палкой в руках крушил корабли. На берегу его приветствовали люди в кандалах. Не трудно догадаться, безногий - дух великана, люди в оковах - рабы. Вдруг мне пришла в голову мысль, которая помогла разрешить поставленную перед нами задачу.
Рынок рабов, колдуны Вуду, культ Вуду. Все это непосредственно связано между собой. Географически корни религии уходят чуть ниже Марокко - в Западную Африку, откуда привозились рабы. Религия стала своеобразным ответом невольников на те унижения, которые им пришлось пережить. Под страхом страшных пыток и казни религия запрещалась местными властями, рабов насильно обращали в католическую веру. Каждый раб здесь был шаманом - друг у друга они учились нести смерть своим обидчикам. С тех пор, в портовом городе иногда слышны странные завывания - говорят, это рабы проклинают своих хозяев.
Именно Эссуэйра оказалась тем центром, о котором говорят шаманы всего мира. Только вот разгадать этот секрет, удалось далеко не всем. А рассказы о зомби, мбацавах, массовых убийствах и воскрешениях остались всего лишь слухами, или если хотите африканской сказкой. Не трудно догадаться, что выдумывают их люди, которым так и не удалось постичь тайну современных шаманов о городе колдунов Вуду. Вскоре мы вернулись к шаману, Отдали карту и рассказали о нашем открытии. Он с нескрываемым восторгом смотрел на нас, чужестранцев. Мы стали вторыми, кто сумел разгадать эту загадку. Даже местные жители до сих пор верят в легенду о городе колдунов Вуду, и с нескрываемым страхом слушают вой эсуэйровских рабов.