Живое одеяло убегает от клонированных роботов-мутантов [ Редагувати ]
Мы привыкли, что роботы, при всём своём разнообразии, выполняют полезные, а главное - ясные функции. "Скучные" манипуляторы работают на производстве, "весёлые" собачки Aibo и подобные им машины - развлекают нас. Но вот несколько художников строят роботов, назначение которых затруднительно выразить в одной фразе.
Искусство в стиле хайтек, опыты (не с этими роботами, как ни странно - с людьми), попытка выразить в металле и пластмассе свои мысли. Пожалуй, проще объяснить сверх-идею - зачем эти художники вообще строят свои причудливые механизмы.
Авторы этих проектов пытаются понять, как внедрение роботов (а заодно - и других достижений техногенной цивилизации) изменят отношения между людьми, как изменятся наша среда обитания и психологический климат.
Изыскания этих людей находятся не в области робототехники как таковой, а, скорее, в области психологии.
А ещё - они размышляют - какие можно придумать новые, необычные способы взаимодействия людей и роботов. Только кажется, что тут уже опробовано всё. А что не опробовано, то описано в фантастике.
Но как вам, к примеру, идея мягкого, доверчивого и отзывчивого одеяла, которое само находит вас, подползает и укутывает, отвечая на каждое ваше прикосновение?
Такое одеяло уже существует. Его построил канадский художник Николас Стедман (Nicholas Stedman).
Навязчивая постельная принадлежность будет пугать посетителей третьей ежегодной выставке робототехнического искусства ArtBots - Robot Talent Show, которая пройдёт с 17 по 18 сентября в Нью-Йорке.
Нужно сказать, что Стедман строил своё одеяло с 2002 года и уже показывал на публике.
В основе робота - моторизованный каркас, похожий на осьминога, спрятанный в десятки надувных подушечек, в свою очередь, обитых мягкой тканью - собственно, одеялом.
Оно оборудовано микропроцессором и беспроводной связью с компьютером.
Вне живого одеяла устанавливается камера, обнаруживающая перемещения человека. Эти данные компьютер отсылает на одеяло, которое принимает их как руководство к действию.
Дабы навязчивый этот сервис не оказался в жизни владельца последним - одеяло снабжено 40 тактильными датчиками, способными передавать в "мозг" гибрида информацию о движениях укутываемого.
Одеяло, способное самостоятельно настичь вас - вполне может напугать, хотя автор хотел создать нечто необычное, что будет интриговать и, вместе с тем - приносить уют и удобство.
А вот другая продукция техно-новаторов предназначена именно для запугивания, ну, во всяком случае - предостережения, хотя ничего особенного жуткого в ней нет.
Речь о работе французской художницы Франсе Кадет (France Cadet) и её проекте Dog[LAB]01.
Кадет распотрошила и перепрограммировала несколько роботов-животных, чтобы создать ряд химер.
Они производят странное впечатление. Ну, скажите, какая польза от двухголовой собаки-тянитолкая, которая топчется на месте, потому, что её головы не могут договориться - куда идти?
А собака-медуза (фактически - это робо-пёс с прозрачным корпусом)? И есть ли сокровенный смысл в роботе-собаке, снабжённой "кошачьими" усами и гибридным характером (смешанной программой), полученной комбинацией серийного софта от серийных же роботов-собак и роботов-кошек?
А какие эмоции должна донести до людей собака-корова, раскрашенная чёрно-белыми пятнышками и снабжённая рогами?
Как ни странно, создательница этих несчастных механических животных стремилась рассказать в наглядной форме не об опасности развития робототехники, а о непредсказуемости игр человечества с биотехнологиями.
А поскольку впечатлить публику настоящим гибридом или клоном в стиле овечки Долли - было бы затруднительно - француженка выбрала такую странную форму воплощения своего "немого крика".
Как видите, ей было важнее не то, что делают роботы, а как на них реагируют люди.
С аналогичной, кстати, целью канадская художница Рия Тамазаускас (Rhya Tamasauskas) и упоминавшийся уже мистер Стедман привезли на днях в Нью-Йорк и выпустили на улицу весьма странный объект.
Их совместное творение называется Tribot.
Безглазое создание, состоящее, собственно, из трёх ног (и больше - ничего), чудовище, не имеющее аналогов в живой природе, медленно ползало, пытаясь "социально взаимодействовать". Всё взаимодействие сводилось к возгласам нервных дамочек: "Боже, оно двигается!"
Однако авторы затеи были довольны. Наверное, им впервые удалось создать нечто совершенно бесполезное, но зато способное зондировать отношение людей к появлению на улицах новых и, главное - необычных технологий.
Глупое ребячество - как сначала кажется. Что это - пришелец (а в одном из своих вариантов машина была обита густым мехом), робот-уборщик, или сбежавший из зоопарка мутант?
Спокойно - это просто овеществлённый кусочек будущего, которое мы строим. Кто-то постарался, чтобы мы могли потрогать его уже сегодня.