Счетная палата: использование средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц осуществлялось с нарушениями [ Редагувати ]
Использования Фондом гарантирования вкладов физических лиц средств на выполнение своей главной задачи - возмещения гарантированных сумм вкладчикам осуществлялось неэффективно и с нарушениями, - такой вывод Коллегии Счетной палаты, которая рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Как установили аудиторы, нормативно-правовая база деятельности этого государственного учреждения весьма несовершенна. Она существенно ограничивает сферу полномочий Фонда в сравнении с существующей международной практикой деятельности систем страхование вкладов. Это приводит к сужению возможностей такого формирования и потери доходов.
Проверкой, проведенной Счетной палатой, установлено, что уже более шести лет на законодательном уровне не решается вопрос участия в Фонде Сбербанка, который не только существенно уменьшает размеры поступлений в Фонд, а и создает неравные условия страхования депозитов вкладчиков в разных банках.
Остается нормативно не урегулированной и проблема инвестирования средств Фонда в условиях отсутствия аукционов по продаже государственных ценных бумаг, что привело в 2004 году к потере доходов в сумме свыше 2 миллионов гривен. В этой ситуации Национальный банк Украины не решил вопроса относительно размещения временно свободных средств Фонда на депозитах, как это предусмотрено действующим законодательством, или платы за пользование этими средствами.
Причиной такого состояния является то, что Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины ограничились делегированием руководящему органу Фонда - административного совета, своих представителей и не инициировали законодательного усовершенствования нормативно-правовой базы его деятельности и расширения полномочий относительно защиты интересов вкладчиков.
За время своей деятельности Фондом было аккумулировано из разных источников свыше 400 миллионов гривен, тем не менее управления этим средством осуществлялось неэффективно.
Аудиторы обнаружили, что в своей деятельности Фонд не придерживался установленных законом предельных сроков гарантированных выплат. Несмотря на превышение этих сроков в несколько раз, выплаты гарантированных возмещений и до сих пор не завершен ни по одному из ликвидированных банков, а шесть миллионов гривен, из предусмотренных на эти выплаты средства, так и не нашли своих собственников.
Размеры гарантированных возмещений населению существенно заниженны и не отвечают тенденциям роста ресурсов, привлеченных банками от вкладчиков и динамике аккумулирование средств фондом. Исходя из фактических тенденций на этом рынке, размер гарантированных возмещений вкладов в 2004 году должен был бы составлять 5000 гривен, а не 3000 гривен, что мы имеем на сегодня.
В процессе деятельности Фонд, как государственное учреждение, не создал равных условий обеспечения социальных прав вкладчиков на получение гарантированных вкладов в обанкротившихся банках.
Нарушая нормы права, административный совет Фонда предоставлял своим решениям обратную силу, что приводило к проведению доплат, таким образом, в сумме 2,1 миллиона гривен. К тому же, такие подходы были субъективны, поскольку они применялись к вкладчикам одних банков и не применялись к другим.
Необоснованный и субъективный подход допускался руководством Фонда и при определении размера комиссионного вознаграждения банкам-агентам при привлечении их к выплатам гарантированных вкладов.
Фактически, внедренная в Фонде система оплаты работы является неадекватной также и уровню его ответственности и объемам выполняемой работы, поскольку при реализации многих основных своих функций Фонд выступает, большей частью, организационным посредником.
В результате, среднемесячная заработная плата в Фонде превышает этот показатель по Украине в 7 раз, в том числе у руководителей структурных подразделов Фонда она в 10 раз больше, а у руководителей Фонда в 30 раз.
Нерациональным и существенно завышенным есть также расходования средств на удержание арендованных помещений, площадь которых превышает 25 кв. метров на одного работника Фонда.
Коллегия Счетной палаты проинформировала о сделанных выводах и рекомендациях по этой проблеме Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины.