Боливия давит на газ [ Редагувати ]

Боливия - одна из самых бедных стран Южной Америки. В последние годы ее сотрясают социальные столкновения, связанные с обнаружением крупнейших месторождений газа. Новое богатство страны не принесло благосостояния ее гражданам, но стало предметом острой борьбы. В частности, левые политические и профсоюзные организации выступают против захвата месторождений зарубежными корпорациями, прежде всего американскими. В стране, где большинство населения индейцы, к социальным требованиям добавились этнонациональные - призывы к пересмотру Конституции в сторону расширения прав индейских народов.
Народные волнения фактически привели на грань падения длившееся 19 месяцев правление либерального по экономическим подходам и прозападного по политике Карлоса Месы. В марте 2005 года он уже подавал в отставку, но Конгресс ее не принял. Теперь же депутаты распрощались с Месой. Вместо него и.о. президента стал председатель Верховного суда Эдуардо Родригес.
США не в восторге от революции
По оценке АП, наиболее вероятным исходом этих событий станет приход к власти "седьмого левого правительства в Южной Америке с подозрением относящегося к намерениям США". В частности, одним из претендентов на высший пост в стране агентство называет лидера индейцев, лидера левой оппозиции и главу движения производителей коки Аймара Эво Моралеса, кумиром которого является крайне непопулярный в глазах нынешней американской администрации президент Венесуэлы Уго Чавес.
По сообщениям из Вашингтона, в американской столице с беспокойством отнеслись к событиям в Боливии. В уведомлении Госдепартамента они названы "политическими беспорядками". Из американского посольства в Ла-Пасе срочно отзывают на родину всех членов семей американских дипломатов и персонал, не занятый на ключевых должностях.
Осторожная реакция администрации США на происходящее в Боливии контрастирует с постоянно растущим интересом, который она проявляет к процессу демократизации Большого Ближнего Востока и к цветным революциям на постсоветском пространстве. По всем признакам полевение ряда стран Южной Америки в Вашингтоне не признается в качестве проявлений "движения в сторону свободы и демократии".
Ситуацию прокомментировал ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян. По его словам, Карлос Меса - сравнительно умеренный, либерально мыслящий политик, который обещал боливийцам повести страну по пути конституционных реформ, но так и не успел их осуществить. Его уход из власти может лишь усугубить политический кризис в стране.
Возможный претендент на президентский пост от оппозиционных сил Эво Моралес - крайне левый радикал. Он "прославился" тем, что выступил против программ уничтожения плантаций коки якобы во имя интересов крестьян, а фактически - наркомафии. Кроме того, его требование не допускать иностранцев к боливийским газовым месторождениям практически ведет страну в тупик, так как в отличие от Венесуэлы Боливия не располагает возможностью для добычи газа своими силами.
Приход к власти радикальных сил может дать повод для раскола Боливии. Ведь буржуазия сравнительно зажиточных районов, где, собственно, и находятся месторождения газа, уже давно вынашивает надежду отколоться от бедных индейских горных провинций. Полевение в Ла-Пасе приведет к усилению этого географического разрыва вплоть до попыток богатых южных районов отделиться от бедных горных территорий севера страны, считает эксперт.
По мнению эксперта, наблюдающаяся в данный момент сдержанность Вашингтона по поводу происходящего в Боливии связана с отсутствием эффективных рычагов влияния. События в странах Южной Америки явно вышли из-под контроля американской администрации.
Старые песни о главном
Акции протеста в Боливии начались в середине мая, через несколько дней после того, как президент Меса отказался подписать закон о повышении налогов для иностранных компаний, работающих в боливийском нефтегазовом секторе. Напомним, данный закон был принят боливийским конгрессом 6 мая, но президент отказался его подписывать и отправил на доработку. Собственно, это решение президента и спровоцировало социальный взрыв.
Примечательно, что пришедший к власти в октябре 2003 года Карлос Меса фактически повторил судьбу своего предшественника Гонсало Санчеса де Лосады, которому тоже пришлось досрочно уйти в отставку. Тогда, как и сейчас, смене национального лидера предшествовали массовые протесты, вызванные недовольством тем, как используются нефтегазовые ресурсы страны. Правда, та октябрьская революция, происшедшая менее двух лет назад, была вовсе не бархатной - восстание индейцев против планов правительства транспортировать боливийский газ через чилийскую территорию привело к кровопролитию. Сменивший Гонсало Санчеса де Лосаду Карлос Меса был в ту пору вице-президентом. Однако, как показали события прошлой недели, и в его политической судьбе роковую роль сыграл боливийский газ.
Боливия относится к числу государств с крайне неустойчивой властью, что дает основание говорить о ней как о стране "перманентной революции" (с начала XIX века власть здесь менялась чуть ли не 190 раз). В 1983 году страна вступила на путь демократизации, покончив с эпохой военного правления, но переход к демократии не принес боливийцам стабильности.
"Революция + газовая национализация"
Основными иностранными компаниями, работающими сегодня на боливийском рынке энергоресурсов, являются испанская Repsol, французская Total, бразильская Petrobras, а также британские British Petroleum и British Gas. Именно в них увидели главный источник своих бед представители коренного населения страны, многие из которых принадлежат к низам боливийского общества. Не удивительно, что в их среде и приобрел широкую популярность лозунг "Национализация сейчас!". Однако, как выяснилось, среди протестующих оказались не только нищие индейцы. О своем недовольстве тем, как используются сегодня национальные богатства, заявили жители богатых энергоресурсами восточных и южных провинций. Они решили, что более широкая автономия позволит им в перспективе получить большую долю боливийского "нефтегазового пирога". В южных и восточных регионах, где стали набирать силу центробежные тенденции, заговорили о необходимости проведения референдумов, которые позволили бы жителям этих регионов самостоятельно распоряжаться находящимися на их территории месторождениями углеводородов. Кроме этого, боливийцы с предубеждением относятся к самой мысли о транспортировке газа в Чили. У них есть свои счеты по этому поводу. Чилийский порт Икике, куда собираются проложить газопровод, когда-то принадлежал Боливии, но был отторгнут Чили. Нельзя, конечно, говорить о том, что это играет главную роль в очередном кризисе, но историческая обида все еще жива в сознании жителей страны.
Колоссальные месторождения газа, открытые в боливийском местечке Тариха на границе с Аргентиной, увеличили его запасы в самой бедной республике континента в восемь раз, ставя Боливию на второе место по запасам голубого топлива в Южной Америке. Испанская монополия Repsol-YPF вместе с английской British gas намереваются проложить газопровод к чилийскому порту Икике, где будет построен завод по его сжижению. Оттуда газ планируют транспортировать морем в Мексику и США. Стоимость всего проекта оценивается в 6,5 миллиарда долларов США.