Защита прав потребителей: что делать и куда обращаться в случае нарушения [ Редагувати ]
Не каждый украинец знает о том, как именно действует закон о защите прав потребителей. Поэтому я решила подробно рассказать, что делать и куда обращаться в случае нарушения ваших прав со стороны торгового предприятия. Согласитесь, нарушение прав потребителя довольно распространенная практика в нашей стране. Довольно часто мы сталкиваемся с недобросовестными компаниями, и в итоге - выбрасываем деньги на ветер.
К сожалению, от риска купить некачественный товар никто не застрахован. Неважно, покупаем ли мы продукты питания, одежду или бытовую технику - если товар оказывается просроченным или бракованным, деньги терять никому не хочется. Особенно часто возникает вопрос: можно ли вернуть бракованный товар без чека? Исходя из собственного опыта, могу с уверенностью сказать - можно! Об этом подробнее я расскажу в отдельном материале. А сейчас вернемся к вопросу о том, что делать если вы приобрели некачественный товар и хотите вернуть его обратно.
Как правило, оказавшись в такой ситуации, покупатель несет товар назад в магазин и уточняет, как обменять бракованный товар или вернуть деньги. В большинстве случаев бракованный товар меняют, однако есть и такие, кто отказывает в этом. Если же вам не удалось решить вопрос мирно, то придется идти на радикальные меры, о которых я вам сейчас расскажу.
Справка: закон Украины "О защите прав потребителей" регулирует отношения между потребителями товаров и услуг и производителями, исполнителями, продавцами, устанавливает права потребителей и определяет механизм реализации государственной защиты их прав.
ЧТО МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПОКУПАТЕЛЬ ПРИ ПОКУПКЕ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ТОВАРА
Защита прав потребителей при возврате мебели, техники, продуктов питания и прочих товаров осуществляется следующим образом: есть всего три варианта решения данной проблемы (в соответствии с законом Украины "О защите прав потребителей" в редакции 2018 года).
Первое и основное: обращение к продавцу с требованиями
Вы можете прийти в магазин, обратиться к продавцу и подать заявление на возврат денег за некачественный товар. Однако, существует вероятность, что вам откажут в возврате по ряду причин. К примеру, существует понятие - гарантийный срок на товар. Это срок, в течение которого производитель (продавец) обязуется бесплатно отремонтировать или заменить продукцию. Предъявлять свои требования к продавцу нужно до истечения гарантийного срока, указанного в документах на товар.
Если гарантийный срок в документах на товар не указан, то применяются гарантийные сроки, установленные законом:
- для большинства товаров - 2 года с момента передачи товара;
- для строительных объектов - 10 лет.
И это не единственный критерий закона Украины "О защите прав потребителей", который стоит знать, предъявляя требования, связанные с некачественным товаром!
Второе действие: подача жалобы в Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей
Это действие необязательно, однако может быть эффективным, если вы хотите наказать недобросовестного продавца. К примеру, за продажу просроченного товара законом Украины "О защите прав потребителей" предусмотрен штраф для продавца. Его размер - 200% стоимости партии товара, которая осталась для продажи, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан. Взыскать такой штраф может Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей.
Поэтому, если вы купили просроченный продовольственный товар, а продавец отказывается возвращать деньги, вы можете написать жалобу в территориальное отделение этой госслужбы. Потребуйте провести проверку продавца, наложить на него штраф и обязать удовлетворить ваши требования. Жалобу можно подать по месту нахождения продавца и покупки товара, и по месту своего жительства. Рассмотреть вашу жалобу и дать ответ должны в течение 30 дней.
Третье действие: обращение в суд с иском
При обращении в суд с иском тоже нужно знать немало нюансов. Например, особенность судебных дел по защите прав потребителей - за подачу иска не нужно платить судебный сбор. Также иск о причинении морального вреда и его компенсации, согласно с судебной практикой, можно подать как по месту нахождения продавца, так и по месту своего проживания или по месту покупки товара. В иске обязательно нужно определиться с окончательным требованием к продавцу в зависимости от того, какой именно недостаток в некачественном товаре вы нашли.
Если говорить о себе, то я три раза попадала в такие ситуации, где продавцы не хотели возвращать мне деньги. Однако, после моих слов о том, что я буду жаловаться в соответствующие инстанции, они сразу же соглашались принять товар обратно. Поэтому если вы когда-нибудь столкнетесь с подобной ситуацией, то главное - будьте уверены в себе и не бойтесь отстаивать свои права, ведь в этом случае - закон на вашей стороне. Надеюсь, эта информация станет полезной, и пригодится вам в будущем.